Последние новости

Сев, 4 м/с
746 мм рт. ст.
05:41
19:21
Извержение вулкана можно предсказать по кристаллам
31 января 2018 | 13:07 Центр ФОБОС
Геологам хорошо известно, что накануне извержения вулкана его магматическая камера, которая, по сути, является пористой каменной губкой, быстро заполняется горячим расплавом, поднимающимся из глубин Земли. И чем выше скорость её заполнения, тем быстрее произойдет извержение вулкана. Соответственно, зная скорость подъёма магмы, можно заблаговременно эвакуировать население из потенциально опасных районов. Недавно учёные поняли, что этот параметр можно оценить, изучив примеси некоторых элементов в кристаллах, возникших в магматической камере перед извержением. Группа исследователей из университета Квинсленда в Брисбане (Австралия) опубликовала статью в журнале Nature Communications, в которой говорится о том, что в кристаллах, присутствующих в горных породах в окрестностях вулканов, они выявили своеобразные «годичные кольца». Эти кольца содержат информацию о том, как быстро происходят новые извержения после появления первых подземных толчков. Изучив породы в окрестностях горы Этна в Сицилии, геологи выяснили, что внешние слои этих кристаллов хранят в себе информацию о том, что происходит внутри вулкана в последние мгновения перед извержением. Как показали исследования, магматические кристаллы похожи по своей структуре на слоёный пирог или ствол дерева, каждое кольцо которого содержит в себе информацию о том, при каких температурах они формировались, и как быстро двигалась магма в тот момент, когда она готовилась покинуть одно из нескольких жерл Этны. В тех случаях, когда магма поднималась на высоту около 10 километров, в 90% случаев через одну-две недели происходило очередное извержение. И хотя эти оценки касаются только Этны, аналогичным образом можно осуществить подобные замеры для вулканов в Новой Зеландии и в Индонезии. Но хотя пока еще рано говорить о том, что задача решена полностью, полученные данные помогут значительно продвинуться в изучении тех процессов, которые предваряют извержение и создать методику их предсказаний. А это – хорошая новость для тех жителей Земли, которые живут в окрестностях активных вулканов.