Сегодня открывается международный аэропорт «Калуга». Но прямо на старте транспортная прокуратура обнаружила серьезную угрозу безопасности. Дело в том, что в полосе воздушных подходов находится полигон твердых бытовых отходов – свалка, другими словами. А это значит, что там полно воронья, которое кормится на свалке. Птицы неоднократно в мировой истории становились причиной авиакатастроф. И ситуацию в Калуге надо срочно исправлять.Птицы действительно представляют очень серьезную угрозу безопасности полетов из нового аэропорта. А значит, над предложением о переносе или ликвидации свалки стоит серьезно задуматься. Казалось бы, что маленькая птица может сделать огромному авиалайнеру? Но в действительности именно столкновения с пернатыми часто становятся причиной авиационных происшествий и даже авиакатастроф.По статистике, ежегодно их происходит порядка 5500. Общий ущерб измеряется миллиардами долларов. Подсчитано даже, что ущерб от попадания одного воробья в турбину Боинга, составляет примерно 35 000 долларов. И это если самолету удастся сесть. Часто в таких инцидентах гибнут люди.Дело в том, что сила столкновения двух тел зависит от их скоростей. Так, при скорости самолета 320 км/ч удар от столкновения с птицей массой 1 кг будет эквивалентен воздействию 5 тонн на 1 квадратный метр. Если же лайнер развивает свои крейсерские 800 - 900 км/ч, то эта цифра возрастает в разы! Именно поэтому птицы запросто могут выбить стекло в небольшом самолете, а на крупном лайнере оставить серьезную вмятину. Но, что самое страшное – они могут попасть в турбины и вывести из строя двигатели воздушного судна.Сейчас полёты над калужским аэропортом могут быть смертельно опасны: птицы кружат прямо над взлетно-посадочной полосой. А ведь чаще всего (75% случаев) столкновения с ними происходят именно при взлете и посадке, то есть на высоте до 300 м. А уже на высотах до полутора километров шанс встретиться с животным в небе снижается втрое, поскольку так высоко летают только лебеди, гуси, журавли и орлы. Более всего будут рисковать пассажиры, прибывающие в утренние часы. На период с 8 до 12 утра приходится до 40% авиационных происшествий с участием птиц. Именно это время является пиком суточной активности пернатых. После полудня шанс встретиться с ними в небе снижается. Безопаснее всего взлетать после полуночи, так как птицы в это время спят и угодить в турбину самолета не могут.Тем не менее, вероятность попасть в авиакатастрофу сохраняется на протяжении всех суток. Например, одно из наиболее громких происшествий – жёсткая посадка аэробуса А-320 на воду реки Гудзон в 2009 году. Лайнер вылетел из Нью-Йорка в Сиэтл в половине четвертого. Но уже через несколько минут после старта вышли из строя обе турбины. Производитель заложил в прочностные характеристики воздушного судна способность выдерживать удар птицы массой 1.8 килограмма, но канадские гуси, со стаей которых столкнулся самолет, весили около пяти килограммов. Удар получился в три раза мощнее, чем выстрел из пушки калибром 30 мм.Интересно, что в истории авиации это был лишь 11-й случай посадки самолета на воду. И четвертый, в котором никто не погиб, но около 100 человек получили травмы разной степени тяжести. Так что с птицами на аэродромах надо бороться. Основной способ – отпугивание. Например, люди отлавливают птиц и записывают их крики. Затем эти звуки включают над территорией аэродрома. Пернатые их воспринимают как предупреждение об опасности. Кроме того, всем известно, что птицы боятся людей. Поэтому, как ни парадоксально, на взлетно-посадочных полосах, как на грядках, часто устанавливают пугала. А иногда перед взлетом ради безопасности приходиться устраивать целое пиротехническое шоу.Тем не менее, ни одно из указанных средств не дает продолжительного эффекта. Через некоторое время птицы, и тем более вороны, одни из самых умных животных на Земле, довольно быстро привыкают и перестают реагировать на отпугивающий фактор. Гораздо более эффективный вариант – переманить пернатых в другое место.Но пока неподалеку от взлетно-посадочных полос находится свалка, рассчитывать на чистое небо не приходится. А значит, местным властям придется выбирать: либо безопасный международный аэропорт, либо полигон ТБО в черте города.