Технологии

Стала понятна причина сильных магнитных бурь
24 мая 2015 | 10:46 Центр ФОБОС
Американские ученые обнаружили ранее неизвестный двухлетний цикл солнечной активности (наряду с одиннадцатилетним). Связан он с выходом мощных магнитных полей из глубины на поверхность светила. При наложении двух циклов друг на друга возникают наиболее опасные для Земли солнечные возмущения.
Двухлетние циклические явления вызываются выходом кольцеобразных «зон» магнитных полей на поверхность Солнца сквозь тахоклин — тонкую границу между конвективной и радиационной зоной. На Солнце есть полосы с медленными волнами, способными двигаться и деформироваться. Из-за них магнитные поля переходят из одной зоны в другую. Иногда они вытягиваются от тахоклина к поверхности. В результате, на Солнце возникают зоны турбулентности, порождающие солнечные вспышки и корональные выбросы массы.
Ученые выяснили, что зоны интенсивной активности возникают независимым образом на северном и южном полушарии Солнца, причем активность нарастает в течение 11 месяцев, а в следующие 11 месяцев снижается. Больше всего это явления напоминает регионы Земли, где одно время года сменяет другое (сезон дождей и сухой сезон).
Всплески магнитного «топлива» из глубин Солнца приводят к катастрофической дестабилизации короны — внешнего слоя атмосферы светила. Эти выбросы отвечают за 95% мощных бурь и корональных выбросов массы.Открытие американских ученых позволило объяснить отмеченное еще в 1940-х годах наблюдение астронома Мстислава Гневышева о двух пиках солнечной активности во время одиннадцатилетнего цикла. Второй пик, по всей видимости, вызывают именно сезонные возмущения на полушариях звезды.
Исследователи надеются, что их открытие улучшит качество прогнозов геомагнитных бурь на Земле, которые приводят к нарушениям связи, систем навигации космических кораблей и даже авариям в энергетических системах. По мнению ученых, обеспечить такие прогнозы могла бы группировка спутников на околосолнечной орбите — подобная сети метеорологических спутников, которые начиная с 1960-х годов помогла сделать прогнозы погоды более совершенными.