Природа

Южн, 4 м/с
758 мм рт. ст.
07:11
17:38
В атмосфере обнаружен новый тип опасного вещества
22 июня 2022 | 13:15 Центр ФОБОС

Впервые в атмосфере был обнаружен совершенно новый класс сверхреактивных химических соединений, которые могут влиять как на здоровье человека, так и на глобальный климат. Исследователи из Копенгагенского университета вместе с коллегами зафиксировали образование триоксидов — это чрезвычайно опасные окисляющие химические соединения. Об открытии сообщает ScienceDaily.

Перекись водорода — известное химическое соединение. Все пероксиды имеют два атома кислорода, связанных друг с другом, что делает их очень реакционноспособными и часто легковоспламеняющимися и взрывоопасными. Они используются для многих процессов – от отбеливания зубов и волос до промывания и очистки ран, и даже в качестве ракетного топлива. Пероксиды также присутствуют и в атмосфере.

В последние годы появились предположения о том, что триоксиды – химические соединения с тремя атомами кислорода, прикреплёнными друг к другу (следовательно, они более реактивные, чем пероксиды), также находятся в атмосфере. Но до недавнего времени это было лишь предположение, никак недоказанное. Прорыв сделан в Копенгагене: именно здесь учёные обнаружили данный тип соединений, уникальный по своей структуре. Триоксиды чрезвычайно окисляются, а это означает, что они могут сильно влиять на климат и здоровье человека. А поскольку соединения – мощные окислители, то они, скорее всего, вызывают множество эффектов, которые учёным ещё предстоит исследовать. Гидротриоксиды образуются в реакции между двумя типами радикалов. Продолжительность их жизни в атмосфере варьируется в диапазоне от минут до часов. Это делает их достаточно стабильными, чтобы реагировать со многими другими атмосферными соединениями.

Исследователи не исключают, что триоксиды способны проникать в мельчайшие частицы в воздухе, известные как аэрозоли, которые представляют опасность для здоровья и могут провоцировать респираторные и сердечно-сосудистые заболевания. Аэрозоли также оказывают влияние на климат. Поскольку солнечный свет отражается и поглощается аэрозолями, это влияет на тепловой баланс Земли, то есть на соотношение солнечного света, которое Земля поглощает и отправляет обратно в космос. Когда аэрозоли поглощают вещества, они растут и способствуют образованию облаков.

Учёные комментируют, что триоксиды всегда были вокруг – просто о них не знали. Но поскольку появились доказательства об их существовании, то это означает, что можно более целенаправленно изучать их действие и реагировать, если они окажутся опасными. Большая часть человеческой деятельности приводит к выбросам химических веществ в атмосферу. Таким образом, знание реакций, которые определяют химию атмосферы, важно, чтобы предсказать, как действия людей повлияют на атмосферу в будущем. Открытие также предполагает, что в воздухе может быть много других соединений, о которых ещё неизвестно.