Температура в атмосфере над Арктикой растет быстрее, чем над другими широтами планеты, поэтому климатические изменения в северном регионе рассматриваются в качестве индикатора глобального процесса. Чтобы составить прогноз развития потепления и его последствий, необходим сбор фактических данных. С этой целью в сентябре 2020 года в России была проведена уникальная самолётная экспедиция, сообщает
официальный сайт Минобрнауки.С борта летающей лаборатории Ту-134 «Оптик» сотрудники Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, Института химической кинетики и горения им. В.В. Воеводского СО РАН и Научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» исследовали атмосферу над пятью морями (Баренцевым, Карским, морем Лаптевых, Чукотским и Восточно-Сибирским) и их акваториями, а также водную поверхность. Целью экспедиции был поиск ответа на один из больших вызовов, которым является глобальное потепление, и как следствие – изменение климата планеты. Чаще всего исследования состава атмосферы в Арктике ведутся в приземном слое вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В этой экспедиции учёным удалось исследовать и другие – более высокие слои воздуха. Для этого в самолёте-лаборатории есть всё необходимое оборудование. Одним из основных инструментов для исследований считается мобильный рамановский лидар ЛОЗА-А2, разработанный в Институте оптики атмосферы.В приоритете главных задач мониторинга было выявление источников загрязнений атмосферы, распространение примесей воздушными потоками, оценка уровня загрязнения. Такими источниками являются газово-нефтяные факелы, которые сжигают попутные газы и выделяют в воздух различные аэрозольные примеси, а также лесные пожары – источники сажевого аэрозоля. Кроме того, в большой список целей экспедиции входило изучение влияния глобального потепления на природу арктического региона. Наличие живых организмов в водах тающей Арктики оценивали с помощью специального лидара ЛОЗА.Отметим, что самолёт-лаборатория Ту-134 «Оптик» предназначен для измерений оптических и метеорологических параметров атмосферы, состава воздуха, зондирования подстилающей поверхности, включая водную. Самолёт-лаборатория оснащен средствами дистанционного зондирования: лидарами, спектрофотометрами и т.д., что позволяет решать широкий круг экологических задач – от исследований трансграничного и регионального переноса загрязняющих средств до паспортизации отдельных источников загрязнений на территории городов, поиска утечек газо- и нефтепродуктов, регистрации очагов загрязнений подстилающей поверхности. Аналогов подобной летающей лаборатории в России нет.