Сенсационное открытие - вулканы работают по часам!
10 сентября 2013 | 08:33 Центр ФОБОС
Группа ученых из университетов Бергена, Гавайев и Сиднея выяснили, что вулканическая активность на нашей планете меняется на удивление синхронно. Исследователи проанализировали данные о частоте и силе извержений вулканов за весь период текущей эры геологической истории Земли. А география исследования включала в себя все основные вулканически активные районы планеты.
Результаты работы поразительны - обнаружилось, что в масштабе планеты происходили синхронизированные «всплески» извержений в периоды 10, 22, 30, 40, 49 и 60 миллионов лет назад. Также была выявлена серия вторичной активности в периоды 4, 15, 34, 45 и 65 миллионов. лет назад. Таким образом получается, что у вулканов Земли существуют «часы работы» с главным периодом примерно в 10 миллионов лет, и дополнительным - пятимиллионным периодом.
Поскольку все эти районы достаточно удалены друг от друга, выявленную синхронизацию невозможно объяснить только напряжениями тектонических плит. Единый вулканический метроном следует искать глубже — на границе мантии и земного ядра. Учёные предполагают, что регулярные колебания тепловых потоков ядра передаются в мантию, вызывая повышение и понижение активности горячих потоков. А уже они непосредственно влияют на всплески вулканизма.