Последние новости

Ю-З, 3 м/с
738 мм рт. ст.
05:41
19:21
Камни тоже могут пополнять запасы кислорода на Земле
15 декабря 2021 | 10:24 Центр ФОБОС
На кафедре наук о Земле и атмосфере Корнельского инженерного колледжа выяснили, что запасы кислорода на нашей планете пополняются не только благодаря растениям. Оказывается, что одним из основных драйверов в рециркуляции кислорода, благодаря которой Земля обзавелась атмосферой для жизни, мог быть серпентинит — камень зелёного цвета, напоминающий змеиную кожу и с жидкостью в своей структуре. Планета пребывает в цикле трансформации воды и кислорода — веществ, без которых нельзя представить себе существование жизни. Когда тектонические плиты погружаются в недра планеты, какая-то часть кислорода и воды затягивается вглубь вместе с ними. Затем, когда фрагменты коры «всплывают» на поверхность через вулканы, вместе с ними высвобождаются и важные для жизни вещества. Этот цикл имеет первостепенное значение. Если учёные смогут его изучить и понять, то можно будет узнать, сколько кислорода скопилось в недрах Земли и как его количество меняется из-за субдукции, рассказывается на страницах PLANET TODAY.Новое исследование показало, что кислород поступает в мантию вместе с жидкими веществами, которые «выжимаются» из серпентинита под воздействием тепла и давления. Рано или поздно эти жидкости выдавливаются из тектонических плит, насыщая атмосферу кислородом. Процесс повторяется вновь и вновь, обеспечивая рециркуляцию кислорода. Это исследование подтверждается открытием, сделанным несколько лет назад. Российские и немецкие физики и геологи, экспериментируя с лазерным прессом - «наковальней» в Немецком синхротронном центре DESY, обнаружили ранее неизвестную прослойку в мантии Земли, в которой содержится гигантское количество жидкого кислорода: в слое содержится примерно в 8-10 раз больше кислорода, чем в атмосфере. Для учёных это стало сюрпризом. Они на тот момент не могли понять, что происходит с этими «кислородными реками», сообщают РИА Новости.Потоки этой жидкости часто текут через мантию в тех её точках, где залежи магнетита и гематита, сформировавшиеся на дне моря, «текут» вместе с остальной материей мантии и коры по направлению к ядру Земли. Судьба этого кислорода остается неизвестной – данные кислородные «реки» могут в равной степени как взаимодействовать с окружающими породами и окислять их, так и подниматься в более высокие слои мантии и даже выше. В любом случае, присутствие кислорода говорит о том, что в недрах Земли могут происходить сложнейшие и активнейшие химические процессы, о существовании которых учёные пока не знают, и которые могут влиять не только на геохимию, но и на климат и состояние атмосферы планеты.