Природа

Мамонты в Сибири вымерли из-за изменения климата
24 октября 2021 | 18:16 Центр ФОБОС
Причиной вымирания мамонтов 12000 лет назад в Сибири стало резкое изменение климата, выяснила группа исследователей из США, Великобритании, Канады, Дании, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Китая и России, сообщает научный журнал Nature.
Шерстистый мамонт - вымерший вид древних предков слонов, появившийся около 450 тысяч лет назад на территории современной Сибири и исчезнувший с планеты примерно 4 тысячи лет назад. Мясо млекопитающих было продуктом рациона ранних людей, скелеты и бивни животных использовались для строительства жилищ и изготовления оружия. Долгое время считалось, что именно люди стали причиной исчезновения мамонтов, но ученые выяснили, что главной причиной было резкое изменение климата.
Животные вымерли из-за недостатка пищи, вызванного таянием льдов Арктики. Таяние льдов Арктики привело к увеличению влажности и количеству осадков, образованию озер, рек и болот и почти полному исчезновению растительности, которой питались мамонты. Крупные животные не смогли быстро адаптироваться к скудному рациону после резкой смены ландшафта. Ученые провели анализ древней экологической ДНК более 1,5 тысяч растений и животных (возраст некоторых из них доходит до 50000 лет), извлеченных из образцов вечной мерзлоты и озерных отложений со всей Арктики (из 535 различных точек). Исследователи представили образцы, полученные ранее во время работ на архипелаге Северная Земля и полуострове Таймыр.
Современные методы позволяют определять следы ДНК различных животных и растений, например, в отложениях озер на берегах и водосборных бассейнах, в которых эти организмы обитали. Это мощный инструмент для реконструкции ареалов распространения отдельных видов, для реконструкции характера растительности и состава фауны отдельных регионов и в конечном итоге для реконструкции развития климата и природной среды в целом.
На основании собранных материалов ДНК исследователи составили карту распространения этих млекопитающих и показали динамику сокращения их популяции. Экспертам удалось доказать, что после последнего ледникового периода ареал обитания мамонтов значительно сократился, однако они выжили в разных регионах Арктики, причем жили намного дольше, чем ранее предполагалось. Так, по последним данным, шерстистые мамонты дожили до голоцена - современной геологической эпохи четвертичного периода, которая пришла на смену плейстоцену.