Природа

С-З, 3 м/с
758 мм рт. ст.
07:12
17:37
Эликсир молодости нашли в сибирской пихте
14 сентября 2021 | 12:55 Центр ФОБОС
Российские учёные из научно-производственной компании «Инитиум-Фарм» и Института молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН первыми в мире доказали способность терпенов пихты сибирской запускать в организме человека процесс аутофагии – очищения от «клеточного мусора», тем самым способствуя увеличению продолжительности жизни. Об этом авторы исследования рассказали РИА Новости, а результаты их работы опубликованы в сентябрьском номере международного научного журнала Aging.Аутофагия – это естественный механизм утилизации «отходов» живой клетки. С её помощью ненужные компоненты клеток, такие как поврежденные молекулы белков и органеллы, а также вирусы, перерабатываются в питательные вещества. Таким образом, благодаря процессу аутофагии организм очищается и словно бы омолаживается.Эксперименты, проведенные авторами нынешней работы в 2021 году, позволили установить, что именно терпены пихты сибирской способны очень быстро и притом безопасно запускать аутофагию в клетках человека. Терпены – это широкий класс так называемых вторичных метаболитов, содержащихся в различных травах, цветах, деревьях, плодовых и овощных культурах. Растения выделяют защитные вещества – терпены, чтобы сохранять клетки в стабильном состоянии даже при возникновении неблагоприятных стрессовых условий. Учёные взяли для исследований терпены, содержащиеся в корнях и стволе широко известного хвойного растения – пихты сибирской. Некоторые хвойники живут по 4 000 лет. Учёные считают, что именно благодаря терпенам, которые, как выяснилось в ходе исследований, запускают аутофагию, клетки старого дерева ничем не отличаются от клеток молодого растения.В ходе экспериментов удалось выяснить, что аутофагия в клетках лёгочной ткани человека начинается даже при использовании терпенов в малых концентрациях. Благодаря терпенам процесс интенсивной аутофагии в исследуемых клетках человека запускался уже через 24 часа. Следовательно, организму легче восстанавливаться после различных инфекционных заболеваний, в том числе после коронавирусной инфекции и гриппа.Кроме того, терпены в экспериментах проявили антиоксидантные и противовоспалительные свойства. Исследователи пришли к выводу, что эти вещества могут стать средством для профилактики нейродегенеративных изменений, вызывающих болезнь Альцгеймера, старческую деменцию, болезнь Паркинсона.