Климат

Глобальное потепление: горы уменьшаются, водоёмы мелеют
26 августа 2021 | 12:40 Центр ФОБОС
Одним из наиболее наглядных процессов, связанных с глобальным потеплением, является таяние ледников, в частности, горных. Вот и Кебнекайсе, самая высокая вершина Швеции, уменьшилась на 2 метра за десятилетие. Исследователи связывают таяние с повышением температуры воздуха и изменением ветровых условий, вызванных изменением климата.
Используя 20-летние записи со спутников, учёные из Стокгольмского университета оценили потерю массы горных ледников с беспрецедентной точностью. Исследование, опубликованное в журнале Nature, указывает на потерю 300 млрд тонн льда в год в период с 2015 по 2019 год, то есть на 71 млрд тонн больше, чем в период 2000-2004 гг. Чтобы иметь представление об этих объёмах, можно сказать, что такая масса растаявшего льда способна покрыть Швецию слоем в один метр.
Глобальным потеплением затронуты все мировые вершины. И Кебнекайсе с официально зарегистрированной высотой 2 096,8 м, не стала исключением. Это самый низкий показатель с момента начала измерений в 1940-х годах. По мнению геологов, к середине сентября вершина потеряет ещё как минимум 0,5 м, сообщает сайт New-Science.ru.
Последствия изменения климата отражаются и на водоёмах. Согласно информации Министерства энергетики Исламской Республики Иран, средний годовой уровень воды в Каспийском море снизился примерно на 5-10 см по сравнению с прошлым годом. Это значит, что Каспий может лишиться титула самого большого озера планеты. Учёные полагают, что на снижение уровня моря могли также повлиять построенные за последние годы дамбы на Волге — реке, снабжающей море 85% воды. Ухудшают ситуацию вредные стоки, которые, попадая в реки, перемещаются в озеро и разрушают местные экосистемы.
Долгосрочные прогнозы учёных показали, что такими темпами в течение следующих 30-50 лет уровень воды в Каспии упадёт ещё на 4-6 м. Это вызовет не только проблемы с судоходством, но и сильно ударит по благополучию всей экосистемы. Пострадает и уникальное биоразнообразие моря-озера, а это минимум 400 видов животных, в частности редкая исчезающая нерпа — эндемик Каспия, сообщает сайт «Экосфера».
Также в прикаспийских районах наблюдается катастрофическое обмеление озёр. Экологи Дагестана сравнивают ситуацию с апокалипсисом. Ещё 30-40 лет назад в озёрах плавала рыба, что привлекало мигрирующих птиц и, естественно, местных жителей. Несколько лет назад ситуация кардинально изменилась: жара, отсутствие осадков и махинации фермеров привели к тому, что водоёмы начали мелеть. А некоторые из них вообще превратились в лужи…