Технологии

Роботы размером с бактерию разрушат микропластик
2 августа 2021 | 11:50 Центр ФОБОС
Одно из направлений современной науки – поиск живых существ и создание искусственных технологий, способных поедать и перерабатывать пластик. Кто спасет человечество от мусорного засилья — бактерии, грибы, черви, а, может, роботы? Учёные Чехии предлагают последний вариант. Они разработали самоходных микророботов, которые могут плавать, прикрепившись к пластику, и разрушать его, сообщает издание «Научная Россия».
Микропластик размером менее 5 мм трудно собирать и тем более утилизировать. Кроме того, эти частицы могут содержать тяжёлые металлы, опасные соединения и загрязнители, потенциально нанося вред людям или животным, если случайно попадут в пищу. Ранее учёные предлагали низкоэнергетический способ избавления от пластика в окружающей среде с помощью катализаторов, которые под воздействием солнечного света производят высокореактивные соединения, разрушающие эти типы полимеров. Однако заставить катализаторы и крошечные пластиковые детали контактировать друг с другом сложно. Новые роботы тоже приводятся в действие солнечными лучами, но их существенно усовершенствовали: они могут искать микрочастицы, собирать их и разрушать.
Чтобы превратить каталитический материал в управляемых светом микророботов, специалисты сделали звездообразные частицы из ванадата висмута (неорганическое соединение с формулой BiVO₄; смешанный оксид металла - ярко-жёлтое твёрдое вещество), а затем равномерно покрыли структуры шириной 4-8 мкм магнитным оксидом железа. Микророботы смогли плавать по лабиринту каналов и взаимодействовать с частями микропластика по всей своей длине.
Исследователи обнаружили, что в видимом свете микророботы предпочитают четыре распространенных типа пластика. Затем группа в течение недели направляла свет на части пластика четырёх видов, покрытых катализатором микророботов, в разбавленном растворе перекиси водорода. Они заметили, что пластик потерял 3% своего веса и что текстура поверхности для всех типов изменилась с гладкой на шероховатую (с ямками), а в оставшемся растворе были обнаружены небольшие молекулы и компоненты пластика.
Авторы работы отмечают, что катализаторы для самоходных микророботов открывают путь к созданию систем, способных захватывать и разрушать микропластик в труднодоступных местах.