Технологии

В Якутии для борьбы с пластиком привлекли насекомых
10 июня 2021 | 14:45 Центр ФОБОС
Команда биотехнологов «Ксенос» из технопарка «Якутия» обнаружила, что жуки зофобас могут поедать пластиковые отходы. Опираясь на это открытие, исследователи создали портативные мини-станции для утилизации пластика как в домашних условиях, так и в офисах. Одна станция рассчитана примерно на 900 насекомых. Этого количества будет достаточно, чтобы обеспечить семье из 3-4 человек переработку бытового мусора: пакетов, упаковок из полистирола, пенопласта и полиэтилена.
Ранее исследователи работали с личинкой большой восковой огнёвки (родственница моли) и выяснили, что она способна перерабатывать (точнее поедать), пластиковые пакеты. Несколько позже, изучив работы зарубежных коллег, которые проводили опыты с зофобас, в технопарке «Якутия» провели аналогичный эксперимент. Специалисты в течение 2 недель кормили личинок жуков только пластиком, а затем высушивали их. С помощью метода газовой хромотографии было установлено, что в личинках и экскрементах практически отсутствует пластик, он расщепляется на вторичные метаболиты и октакозан.
Биотехнологи также подсчитали, что за 10-12 часов 100 жуков съедают более 500 миллиграммов пластика, за это же время 100 личинок огнёвки – примерно 100 миллиграммов. Таким образом, стало ясно, что зофобас расщепляет химический пластик значительно быстрее «конкурентки»-моли. Тем не менее, оба этих насекомых являются лидерами по скорости и качеству утилизации пластика из официально зарегистрированных видов пластикоедов.
В технопарке рассказали, что среди 104 видов пластикоедов есть и грибы, и бактерии. Поэтому, не останавливаясь на достигнутом, специалисты теперь планируют изучить другие формы жизни, чтобы вывести разных «утилизаторов ». Но уже сегодня желающие могут перерабатывать дома пластиковый мусор с помощью жуков, сообщает портал SakhaNews. Биотехнологи комментируют, что их конструкция абсолютно безопасна и, конечно, экологична; ну а если насекомые и убегут, то их можно найти в горшке с цветами.
Открытие обретает популярность в якутских офисах и на некоторых предприятиях. Сам проект «Ксенос» – это команда якутских учёных, изучающая пластикоедов более двух лет. Одна из главных целей проекта – создать раствор, расщепляющий пластик, чтобы можно было избежать использования насекомых.