Природа

Пчёл убивают сильные эмоции
21 мая 2021 | 12:48 Центр ФОБОС
Международный день пчёл отмечался накануне 20 мая.
Мы уже писали о том, что численность пчёл продолжает сокращаться по всему миру. Среди причин учёные называют и использование пестицидов, и сокращение естественных местообитаний, а также увеличение численности паразитов. Так, пчеловоды в США отмечают, что основным фактором, ведущим к синдрому разрушения пчелиной семьи, являются клещи рода Varroa и вирус деформации крыла.
Своими оценками взглядами на проблему с информационным агентством РИА Новости поделились и учёные-энтомологи из Сколтеха.
Специалисты отметили, что в 2020 году учёные из Техасского университета в Остине нашли новый метод борьбы с этими паразитами. Они предложили заселять в кишечник медоносной пчелы генно-модифицированные штаммы бактерий Snodgrassella alvi. Такие бактерии стимулируют особый противовирусный механизм защиты – РНК-интерференцию и усиливают иммунный ответ по отношению к клещам.
Ещё одна частая причина гибели пчёл – нозематоз, вызываемый микроспоридиями рода Nosema. Известно, что по этой причине здоровые пчёлы даже убивают больных сородичей. Однако, исследование команды биологов из США и Турции, опубликованное в журнале Royal Society Open Science в 2021 году, показало, что гораздо больший вред пчелиным семьям может оказать не сам паразит, а феромон тревоги, выделяемый больными насекомыми.
Учёные различают у медоносных пчёл два феромона тревоги. Один из них выделяют сторожевые пчёлы и пчёлы-фуражиры, чтобы отмечать посещенные цветы. Второй феромон пчёлы выделяют, когда жалят врага, он призывает других особей к нападению.
Исследователи установили, что при заражении микроспоридиями Nosema в улье повышается концентрация основного компонента феромона тревоги. Именно этот фактор может оказывать гораздо большее пагубное влияние на пчелиную семью, нежели сам вредитель.