Технологии

Обнаружены микробы, производящие чистую медь
25 апреля 2021 | 13:21 Центр ФОБОС
В последние годы экологи, биологи и химики активно ищут новые методики, позволяющие быстро и дешево оценивать уровень загрязнения тяжелыми металлами, а также разрабатывают новые подходы для их извлечения из почвы и воды, в том числе при помощи бактерий.
Группа бразильских, американских и японских биологов обнаружила уникальный штамм бацилл (Bacillus), способных питаться солями меди и вырабатывать чистый металл. Учёные совершили это открытие, изучая видовое разнообразие микробов, обитающих в медных шахтах Бразилии и в природных залежах солей меди.
В одном из этих месторождений, расположенных на территории штата Пара, биологи натолкнулись на необычных бацилл, которые жили в кислотной среде, богатой различными солями меди. Заинтересовавшись этими микробами, ученые размножили их в лаборатории и проследили за тем, как изменится жизнь этих бактерий, если добавить в их питательную среду раствор медного купороса.
За последующие двое суток все следы соли серной кислоты и меди исчезли из сосуда, а на его дне скопился своеобразный «песок», состоявший из мельчайших наночастиц диаметром в доли нанометра. Изучив их состав, биологи обнаружили, что частицы состояли из чистой меди, которую бактерии выделяли в атомарной форме.
Это открытие удивило исследователей, так как прямое восстановление меди из раствора любых ее солей является крайне невыгодным процессом с энергетической точки зрения. Для его реализации промышленникам приходится использовать обширный набор из токсичных растворителей и катализаторов, что делает производство меди одним из самых экологически грязных процессов.
Бактерии смогли решить эту задачу, пользуясь всего 14 ферментами, которые отвечают за транспортировку ионов меди в клетку, их восстановление и возврат атомов чистого металла в окружающую среду. Что интересно, структура этих белков указывает на то, что медь в данном случае служит лишь побочным продуктом реакций, а бактерий на самом деле интересуют атомы серы.
Этой уникальной особенностью бразильских бацилл можно пользоваться как при восстановлении экосистем, так и в горнодобывающей и биохимической промышленности. В частности, атомарная медь может использоваться для производства различных наноструктур, катализаторов и медицинских препаратов.