Климат

Изменчивость Солнца влияет на климат Земли
7 апреля 2021 | 10:34 Центр ФОБОС
Давно известно, что изменение числа пятен на Солнце происходит примерно в течение 11 лет, но у этих циклов нет чётких границ начала и конца. Из-за этого учёным-климатологам сложно сопоставить 11-летний солнечный цикл с изменениями, происходящими на Земле.
Недавно исследователи из Национального центра атмосферных исследований США пришли к выводу, что существует связь между солнечной изменчивостью и погодой и климатическими явлениями на Земле. Их выводы изложены в статье, опубликованной в журнале Earth and Space Science.
Учёные полагаются на более точные 22-летние циклы солнечной активности, которые они обозначили как более регулярную альтернативу 11-летнему циклу.
Согласно их недавним исследованиям, 22-летний цикл начинается, когда противоположно заряженные магнитные полосы, окружающие Солнце, появляются вблизи полярных широт звезды. В течение цикла эти полосы перемещаются к экватору, вызывая появление солнечных пятен при их перемещении через средние широты. Цикл заканчивается, когда полосы встречаются посередине, взаимно уничтожая друг друга.
Наложив эти явления на температуру поверхности моря в тропической части Тихого океана, начиная с 1960 года, климатологи обнаружили, что они совпали с переходом от Эль-Ниньо (когда температура поверхности моря выше средней) к Ла-Нинья (когда температура поверхности моря ниже средней). Конец самого последнего солнечного цикла, который разворачивается сейчас, также совпадает с началом события Ла-Нинья.
В статье не рассматривается, какая физическая связь между Солнцем и Землей может быть причиной корреляции, но отмечается, что есть несколько возможностей, требующих дальнейшего изучения, включая влияние магнитного поля Солнца на количество космических лучей, которые сбегают в Солнечную систему и в конечном итоге бомбардируют Землю. Но надежная физическая связь между вариациями космических лучей и климатом ещё не определена.
Если дальнейшие исследования смогут установить, что существует физическая связь и что изменения на Солнце действительно вызывают изменчивость в океанах, тогда есть шанс улучшить способность предсказывать явления Эль-Ниньо и Ла-Нинья, которые оказывают значительное влияние на изменения погоды на планете.