Природа

Одноклеточные микробы запоминают места с запасами пищи
24 февраля 2021 | 15:56 Центр ФОБОС
Понятие памяти традиционно связано с организмами, обладающими нервной системой. Однако даже очень простые организмы хранят информацию о прошлом опыте, чтобы процветать в сложной среде, успешно используя источники питательных веществ, избегая опасности и отражая хищников.
Немецкие учёные из Института динамики и самоорганизации М.Планка (Геттинген, Германия) и из Технического университета Мюнхена (Гархинг, Германия) убедительно показали на примере одноклеточного микроорганизма Physarum polycephalum, как микроорганизмы реагируют на наличие источника питательных веществ. Статья с результатами исследований, которые по сообщению авторов сводились исключительно к наблюдениям за колонией этих распространенных одноклеточных, опубликована в научном издании PNAS.
Учёные обнаружили, что память о местонахождении питательных веществ закодирована в морфологии сеткообразного организма, который образуют колонии этих одноклеточных. Теоретические гипотезы исследователей нашли подтверждение в результатах наблюдений. Исследования раскрывают механизм кодирования памяти и демонстрируют способность P. polycephalum считывать ранее сохраненную информацию.
Учёные установили, что источник питательных веществ локально высвобождает смягчающий агент, который переносится цитоплазматическими потоками внутри канальцевой сети микроорганизмов. Трубы, в которые поступает большое количество пластификатора, увеличиваются в диаметре за счёт усадки других трубок. Таким образом, возможности трубок для транспортировки на основе потока постоянно увеличиваются в сторону местоположения питательных веществ. Благодаря этому информация о местоположении источника питания сохраняется и определяет направление миграции микроорганизмов.
Полученные результаты объясняют как организмы, образующие сети, такие как слизистая плесень и грибы, процветают в сложных условиях.