Технологии

Шпинат оказался отличным «химиком-аналитиком»
11 февраля 2021 | 13:33 Центр ФОБОС
Роль растений в жизни планеты и её обитателей огромна: они создают органические вещества из неорганических, являются источником кислорода, которым дышат животные и люди, а также – пищей, богатой полезными веществами. В последние десятилетия исследователи работают над тем, как сделать растения ещё более функциональными и умеющими адаптироваться к изменениям климата. Более того, в планах вживлять в растения наноматериалы, что позволит создать системы, следящие за уровнем чистоты и безопасности окружающей среды. И, кажется, эти фантастические идеи начинают претворяться в жизнь.
Сотрудники Массачусетского технологического института, изучая растения, обратили внимание на шпинат: обнаружилось, что он может быть основой для самых разнообразных датчиков. В итоге, использовав новейшие нанотехнологии, они превратили шпинат в детектор, обнаруживающий взрывчатку, сообщает журнал Inc.
Корни растения способны находить и «чувствовать» нитросоединения, характерные для взрывчатых веществ в грунтовых водах. Далее эта информация поступает на листья шпината. Сигнал с листьев считывается установленными над ними инфракрасными камерами, которые соединены с электронным блоком, отправляющим электронные сообщения. Таким образом, растение, узнав взрывчатые вещества, передает эти данные по беспроводной сети. В итоге учёные получили себе в помощники «химиков-аналитиков» растительного происхождения: благодаря разветвленной корневой сети они «анализируют» химический состав грунтовых вод, транспортируя далее эти «пробы» в листья.
Хотя целью эксперимента было обнаружение взрывчатых веществ, исследователи считают, что эту технологию можно использовать для предупреждения экологических проблем. Из-за огромного количества данных, которые растения получают из окружающей среды, они идеально подходят для мониторинга. Превращение растений в помощников и наблюдателей климатических изменений и экологических проблем – важная инициатива, прорабатываемая сегодня в контексте технологий, известных как растительная нанобионика.
Отметим, что шпинат – одна из быстрорастущих культур, пригодная для выращивания в тепличных комплексах в северных регионах. Срок роста – всего от 20 до 40 дней в зависимости от влажности и температуры. Растение крайне чувствительно к различным химическим веществам, присутствующим в почве, грунтовых водах и воздухе.