Транспорт относится к основному источнику загрязнения окружающей среды и одному из виновников климатического кризиса. Во время эксплуатации на транспортный сектор мира приходится почти четверть глобальных выбросов парниковых газов, связанных с энергетической отраслью. А в атмосферу попадают токсичные загрязнители – мелкие твёрдые частицы (PM2,5) и оксиды азота (NOx). Морально и физически устаревая, автопарк только увеличивает все эти проблемы, а именно: богатые страны приближают климатический кризис и загрязняют среду, «сбрасывая» подержанные автомобили в бедные и развивающиеся страны. Миллионы старых машин, экспортируемых из Европы, США и Японии, имеют низкое качество и экологически опасны. Такой вывод был сделан экспертами ООН.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) впервые опубликовала доклад о торговле подержанными автомобилями в мире. Авторы (как они сами пишут) исторического, первого в своем роде, доклада, рассмотрев 146 стран-импортёров старых авто, призывают принять меры регулирования торговли, внедрив пакет минимальных стандартов качества. Это обеспечит более экологически чистый и безопасный автопарк в странах-импортерах. ЮНЕП вместе с партнерами займутся этими вопросами в рамках первого проекта, ориентированного на Африку. Почему именно на этот континент? Потому что мировой экспорт подержанных машин с 2015 по 2018 годы составил 14 млн; 80% приходится на страны с низким и средним уровнем дохода, а более половины из этих процентов – на Африку.Одним из основных экспортеров благодаря морским портам являются Нидерланды. Недавний обзор показал, что большинство этих транспортных средств не имело действующего сертификата годности к эксплуатации на момент экспорта. Возраст машин составлял от 16 до 20 лет и большинство из них не соответствовали стандартам выбросов для транспортных средств Европейского союза EURO4. Подержанные автомобили низкого качества также приводят к огромному количеству аварийных ДТП, в том числе со смертельным исходом. В странах, которые ввели ограничительные правила для ввоза устаревших машин, наблюдается более безопасный автопарк и меньшее количество аварий.Поэтому ЮНЕП при поддержке других организаций намерена добиваться принятия согласованных минимальных стандартов качества подержанного транспорта, гарантирующих формирование более чистых и безопасных автопарков в странах-импортёрах. Развитые же страны должны прекратить экспорт техники, не прошедшей проверку на безопасность, в том числе для окружающей среды, и не считающейся больше годной к эксплуатации в собственных странах. Странам-импортёрам следует ввести более строгие стандарты качества.Влияние загрязняющих окружающую среду старых автомобилей очевидно, поэтому в сентябре 2020 года, действуя уже на опережение, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) установило стандарты более чистого топлива и транспорта, которые войдут в силу в 2021 году. Кроме того, члены ЭКОВАС призвали ввести возрастные ограничения для подержанных автомобилей.