Технологии

Подсказки природы: технику полёта позаимствуют у жука
3 декабря 2020 | 17:47 Центр ФОБОС
Биологи МГУ обнаружили способность к необычайно быстрому и манёвренному полёту у мельчайших жуков-перокрылок. Компьютерный анализ траекторий и скорости перемещения показал, что их скорость не ниже, чем у более крупных сородичей. Исключительно эффективная техника обеспечивается особым строением крыла и может быть использована разработчиками сверхмалых аппаратов — миниатюрных летающих роботов, имеющих ныне широкий спектр применения, сообщает RT на русском.
В МГУ провели эксперимент, в котором сравнили полётные характеристики различных семейств жуков, пойманных во Вьетнаме и в России. Насекомые перемещались по прозрачным боксам в ярком, но невидимом для них инфракрасном свете под наблюдением видеокамер для высокоскоростной съёмки. Наибольший интерес учёных вызвали представители самого маленького вида — перокрылки Ptiliidae. Они отличаются от других не только размерами, но и строением крыльев: их узкая крыловая пластинка обрамлена по периферии длинными щетинками, выполняющими ту же функцию, что и птичьи перья. Эволюционный переход к крошечным размерам и к перокрылости привёл насекомых к выработке уникального механизма полёта и позволил им повысить эффективность передвижения по воздуху. Уникальность заключается в том, что жуки используют нестандартный механизм полёта. При каждом взмахе они сначала хлопают крыльями над телом, а затем под ним.
Специалисты сравнили основные полётные характеристики: скорость вообще, скорость при движении в горизонтальной плоскости и ускорение. Затем они реконструировали на компьютере полёт жуков по всем параметрам. Выяснилось, что несмотря на крошечные размеры перокрылки обладают исключительно стремительным и манёвренным полётом. При этом максимальное ускорение некоторых перокрылок оказалось почти вдвое больше по сравнению с другими родственными жуками из эксперимента.
Выяснилось, что отдельные виды перокрылок способны преодолевать за секунду расстояние, в 975 раз превышающее длину их тела. На сегодня это самая высокая относительная скорость перемещения в горизонтальной плоскости среди всех представителей животного мира, отмечают исследователи. Биологи надеются, их открытие найдёт отклик у инженеров, разрабатывающих миниатюрных летающих роботов.