Технологии

На спутнике Юпитера обнаружены вулканы
23 октября 2020 | 10:59 Центр ФОБОС
С помощью микроволнового телескопа ALMA астрономы впервые увидели, как вулканы Ио, спутника Юпитера, выбрасывают в атмосферу огромные массы газа и пепла. Об открытии со ссылкой на научное издание Planetary Science Journal, сообщает ТАСС.
Ио был открыт Галилео Галилеем в начале XVII века вместе с тремя другими спутниками Юпитера – Ганимедом, Каллисто и Европой. Её главная отличительная черта – уровень вулканической активности, самый высокий во всей Солнечной системе.
Это объясняется тем, что приливные силы, которые возникают в результате гравитационного взаимодействия Юпитера, Ио, Европы и Ганимеда, постоянно сжимают и растягивают недра спутника. В результате недра Ио разогреваются до очень высоких температур, результатом чего и становится рекордно высокая вулканическая активность.
С помощью микроволнового телескопа ALMA учёные впервые проследили, как Ио скрывается в тени Юпитера. Благодаря этому были обнаружены даже самые холодные молекулы газов, в том числе и те вещества, которые выбрасывают вулканы.
Наблюдения показали, что выбросам вулканов атмосфера Ио обязана почти половиной своего объёма. Вдобавок учёные обнаружили, что в разных регионах луны Юпитера состав выбросов значительно отличался. Это говорит о том, что они были связаны с разными резервуарами магмы. Открытие ставит под сомнение гипотезу о существовании единого океана из магмы в недрах Ио.
Авторы исследования надеются, что в ближайшее время смогут узнать не только состав, но и температуру нижних слоёв атмосферы Ио. Для этого нужны достаточно длительные наблюдения за тем, как меняется облик Ио при выходе из тени Юпитера.