Технологии

Свечение молекул сообщит о наличии заболевания
9 октября 2020 | 12:40 Центр ФОБОС
Учёные Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН и Института биофизики Сибирского отделения РАН изобрели диагностическую молекулу – аптамер – с очень высокой чувствительностью, а также умением светиться при обнаружении заболевания, для диагностики которого она создана, рассказали РИА Новости в пресс-службе Минобрнауки РФ.
Уточняется, что молекула, созданная учёными, состоит из двух частей: одна из них отвечает за узнавание белка, присущего тому или иному заболеванию, а вторая связывает фотопротеин обелин – кальций-зависимый светящийся белок.
Так, если в исследуемом образце содержатся белки, служащие мишенями для аптамеров, то обелин при связывании с ионами кальция даёт вспышку голубого цвета, которую фиксирует специальный прибор – люминометр. Предполагается, что для анализа на планшет с диагностической молекулой будут наносить биоматериал, а через какое-то время добавлять раствор ионов кальция и оценивать результат реакции с помощью люминометра.
В своих экспериментах в качестве модельной молекулы–мишени учёные использовали гемоглобин. Созданный ими аптамер обнаруживал присутствие белка даже в концентрациях в сотни тысяч раз ниже, чем в крови человека.
В перспективе исследователи планируют создать и другие бифункциональные аптамеры для диагностики, например, рассеянного склероза или сахарного диабета.