Природа

Цветы адаптируются к изменению климата
2 октября 2020 | 07:53 Центр ФОБОС
Цветы обладают разнообразной палитрой – от эффектных и живописных оттенков до скромных и неприметных. Но окраску цветов покрытосеменных растений природа в ходе эволюции создавала не для созерцания их человеком, а для привлечения насекомых, зрительная чувствительность которых сильно смещена относительно нашей в область ультрафиолета. Те же пигменты защищают клетки самого растения от повреждения УФ-излучением; у тех же из них, которые подвергаются этому воздействию активнее (например, растущих на высокогорье или ближе к экватору), в лепестках содержится больше красящих молекул. Учёные обнаружили, что изменение температуры и ослабление озонового слоя заставляют цветы адаптироваться к новым климатическим условиям и менять содержание красящих пигментов в лепестках, сообщает Naked Science.
В американском Университете Клемсона решили проверить, как меняют содержание пигментов деятельность человека и продолжающееся глобальное потепление. Учёные собрали, исследовали и обобщили данные за 75 лет, рассмотрев 1238 цветов 42 видов, произрастающих в Северной Америке, Европе и Австралии. Кроме того, они проанализировали гербарии, сохраненные в архивах с 1941 года.
Далее лепестки цветов специалисты отсняли в УФ-свете, чтобы проследить количество поглощающих излучение пигментов. Затем они сопоставили полученные цифры с температурой воздуха и состоянием атмосферного воздуха в соответствующее время и в конкретном регионе. В ходе исследования выяснилось, что на протяжении 1941-2017 годов содержание пигментов во всех изученных растениях менялось со средней скоростью 2% в год. Однако направление этих изменений зависело от особенностей самого цветка. Например, на лютиковых с их широко раскрытыми соцветиями сказался рост УФ-радиации: увеличение доли ультрафиолетового излучения привело к сокращению содержания пигментов.
А для растений с закрытыми соцветиями ключевой оказалась температура: ультрафиолет на количестве пигментов не сказывался, зато потепление уменьшало его. Это легко объясняется строением соцветий. Сомкнутые лепестки сами защищают пыльцу от опасного УФ-излучения, зато для них критической становится опасность перегрева. Снижение количества пигментов позволяет поглощать меньше энергии.
Таким образом, учёные подтвердили свою догадку – содержание пигментов в цветах меняется. Это связано как с ростом температуры, так и с увеличением доли ультрафиолетового излучения, которое достигает поверхности Земли.