Климат

«Маринованные листья» рассказали о глобальном климате
8 сентября 2020 | 13:26 Центр ФОБОС
Уникальное дно ископаемого озера в Новой Зеландии дало возможность проникнуть в суть глобального климата. Сверху ископаемое озеро Фулден-Маар в Новой Зеландии выглядит как типичный загон для овец. Но земля под ним содержит уникальную коллекцию окаменелостей листьев, возраст которых составляет примерно 23 млн лет.
Древнее озеро Фулден-Маар образовалось, когда магма, поднимающаяся через сланец, вступила в контакт с грунтовыми водами, вызвав катастрофический взрыв. Извержение образовало очень глубокий круглый кратер, который превратился в озеро, окруженное тропическим лесом. Каждую весну пресноводные водоросли расцветали, умирали и опускались на дно бескислородного озера, покрывая останки других растений и животных – цветов, пауков, жуков, стрекоз, орхидей, фруктов, папоротников, рыб.
В начале 20-го века в этом месте началась добыча полезных ископаемых в небольших объёмах. Когда горнорабочие построили небольшой карьер и обнажили вертикальную поверхность верхнего слоя грунта, геологи заметили похожий на штрих-код узор из тёмных и белых слоёв, оставленных ежегодным цветением водорослей.
В 2009 году новозеландские исследователи пробурили керн на 183 м и обнаружили, что эти годовые слои продолжаются в глубину на 120 м, и это соответствует отложениям за период 120 000 лет.
Обнаруженные учёными листья деревьев, застрявшие в слоях, настолько прекрасно сохранились, что не все могли отличить их от современных родственников, в то время как появились они в миоцене, 23 млн лет назад.
По словам специалистов, каждая жилка листа прекрасно сохранилась, поскольку листья были по существу мумифицированы в анаэробных озёрных отложениях до того, как они окаменели. Более того, они даже сохранили часть своего химического состава. Это дало палеонтологам повод в шутку назвать эти листья «маринованными».
Используя множество различных методик, учёные подсчитали, что средние глобальные температуры в миоцене в этой местности были на 5 или 6°C выше, чем сегодня. Однако антарктический ледяной щит был больше, а затем он быстро таял в течение 100 тыс. лет примерно до половины своего нынешнего размера.
Результаты работы опубликованы в научном интернет-издании EOS.Исследования сохранившихся «маринованных листиков» позволило заглянуть в неизвестный ранее период истории климата Земли.