Технологии

Глубинные выбросы СО2 связаны с землетрясениями
28 августа 2020 | 11:49 Центр ФОБОС
Итальянские учёные обнаружили чёткую связь между выходами на поверхность глубинного углекислого газа в Апеннинах и происходящими в этом регионе землетрясениями. Об этом со ссылкой на издание Science Advances сообщает РИА Новости.
Углекислый газ из атмосферы в результате различных химических и биологических процессов связывается в составе горных пород и минералов, называемых карбонатами. Когда тектонические силы увлекают карбонатные породы под землю, они там плавятся, и из расплава выделяется углекислый газ.
Этот газ поднимается наверх и собирается в подземных резервуарах под давлением или растворяется в водоносных горизонтах, а при наличии трещин — достигает поверхности в виде газовых выходов. Увидеть эти выходы без специальной аппаратуры можно, только если углекислый газ выделяется через родники или подземные источники, вода в которых буквально «кипит» от обилия газовых пузырьков.
Используя данные десятилетних наблюдений, итальянские ученые из Национального института геофизики и вулканологии в Болонье сопоставили частоту землетрясений в Апеннинах с интенсивностью подъёма углекислого газа из глубин Земли.
Учёные обнаружили, что в течение всего периода наблюдений за 2009-2018 годы сейсмические события, включая крупные землетрясения 2009 и 2016 годов, сопровождались пиковыми выбросами CO2 глубинного происхождения, растворённого в грунтовых водах.
Авторы считают, что их полученные результаты дают ключ к разгадке того, как возникают землетрясения в Апеннинах, а численные результаты исследования позволяют точнее оценить количество углекислого газа, поступающего в атмосферу в результате тектонических процессов, и лучше понять механизм глобального углеродного цикла в целом.
Учёные планируют проводить наблюдения за выходами глубинного СО2 в подземных источниках постоянно как одну из форм мониторинга сейсмической активности и предсказания разрушительных землетрясений.