Технологии

Учёные изучили перенос инфекции в атмосфере
29 июня 2020 | 11:39 Центр ФОБОС
Анализ и мониторинг состава воздуха, переносимого в атмосфере ветрами из одного региона планеты на другой, всё чаще становится предметом научных работ. В новых реалиях эти исследования вызывают повышенный интерес учёных и общества, сообщается на сайте Министерства науки и высшего образования РФ.
Совместная работа исследователей Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН с учеными из ГНЦ ВБ «Вектор» по исследованию переноса аэрозоля в атмосфере началась ещё в конце XX века. Большой интерес биофизиков-вирусологов «Вектора» вызывала вероятность переноса патогенных микроорганизмов воздушными течениями: до каких высот способны подниматься и оставаться жизнеспособными вирусы и бактерии, а также влияние факторов среды на эволюцию потенциальных патогенов.
Метод отбора проб «классического» воздуха с борта самолёта-лаборатории быстро и успешно адаптировали для отбора биологических аэрозолей.
Это позволило учёным в последующие 20 лет установить и систематизировать широкую номенклатуру микроорганизмов, способных существовать и перемещаться в тропосфере. Специалисты «Вектора» репрезентативно и с достаточной точностью определили большинство жизнеспособных видов и отследили их временную и пространственную динамику.
Выяснилось, что за последние 10 лет отмечается заметное снижение (в 6-10 раз) среднегодовой численности в атмосфере культивируемых бактерий и грибных патогенов. Однако ничего не изменилось в переносах, циркулирующих над югом Западной Сибири: здесь сохранилась опасность влияния на человека микроорганизмов, витающих в атмосферных аэрозолях.
Биологическая опасность далеко не всегда соразмерна количеству переносимых частиц биоаэрозоля и зависит от ряда факторов, а также от комплекса сочетаний метеоусловий в атмосфере. Что касается циркулирующих в человеческой популяции вирусов и бактерий, то они хоть и относятся к диапазону размеров легко переносимых в воздушной среде частиц, но не способны длительно выживать и воспроизводиться без транспортёра-инкубатора в виде организма хозяина. Новый коронавирус вряд ли отличается большей жизнестойкостью в свободной атмосфере и способностью оставаться живым (или вирулентным) после переноса на длительные расстояния.
Учёные планируют продолжить совместные исследования переноса биологических аэрозолей в атмосфере. Данная научная работа опубликована в международном высокорейтинговом журнале International Journal Of Environmental Research And Public Healthими.