Технологии

В России придумали новый способ поиска жизни на Марсе
6 июня 2020 | 15:10 Центр ФОБОС
Российские ученые разработали новый способ поиска жизни на Марсе и других небесных телах Солнечной системы – с помощью лазерного сканирования их поверхности с борта космического аппарата или посадочной станции, рассказал РИА Новости директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ, вице-президент международного Комитета по космическим исследованиям Михаил Панасюк. Учёные предложили методику измерений и прибор для определения выживаемости микроорганизмов в космическом пространстве. Метод основан на флуоресцентном излучении биообъектов микроскопического размера после их облучения лазерным лучом. По характеристикам возникаемого флуоресцентного излучения можно будет судить, есть ли жизнь на исследуемом объекте или нет.
С помощью такого прибора можно исследовать объекты на расстоянии десятков и сотен километров, но способ позволяет обнаружить следы жизни только на поверхности, но не под поверхностью грунта, пояснил Панасюк. Научная работа, обосновывающая такой способ, опубликована в последнем номере журнала «Космические исследования».
В работе обосновано, что посадочные станции и роверы не способны охватить исследованиями с целью поиска следов жизни большие площади, а коптеры, воздушные шары и дирижабли зависят от плотности атмосферы и ветров исследуемых планет. В этой связи предпочтительным является размещение сканирующих устройств на космических аппаратах, исследующих нужный объект на пролетной траектории или с орбиты. Хотя разработанный российскими учеными способ подходит и для поиска жизни после посадки на планету спускаемого аппарата.
Учитывая, что жизнь на Земле возникла из микроорганизмов, а некоторые из них способны выдерживать экстремальные условия, сравнимые с космическими, учёные делают вывод, что при поиске следов жизни в Солнечной системе в первую очередь следует ориентироваться на поиск простейших микроорганизмов.