Природа

Креативные учёные шутят над любителями сенсаций
27 мая 2020 | 11:40 Центр ФОБОС
Учёные с чувством юмора создали сайт фейковых научных новостей, от которого невозможно оторваться при просмотре и чтении. Название сайта – удачная игра слов: «DNAtured» обыгрывает научную тематику, потому что начинается с букв DNA (англ. – ДНК) и отсылает к одному из самых уважаемых научных журналов – Nature. А произносится название как «антинаучный».
Создатель проекта Лекса Грэм – комик со степенью магистра в области химического машиностроения, выпускница канадского государственного университета Мак-Мастер, сообщает National Geographic. Как она рассказывает, у неё давно было желание создать что-то такое, где можно «подшутить над всей сенсационной научной журналистикой», которую часто выдают СМИ. В её команде 10 креативных авторов, каждый из которых работает в научной сфере и может «ни в бровь, а в глаз» создать правдоподобный фейк, который тут же бы растиражировали массовые СМИ.
Любой материал на сайте представляет новость, выдержанную в стилистике научно-популярных СМИ, однако инфоповодом становится какая-нибудь абсурдная выдуманная история. В то же время почти в каждом материале есть ссылки на реальные научные статьи, то есть благодаря сайту можно узнать много нового и любопытного в области науки. То есть, по мнению Грэм, к примеру, отчёты в 100 страниц об изменении климата не столь читабельны людьми, как ёмкая и короткая научная сатира. Поэтому создатель сайта надеется стать связующим звеном между интересом людей к громким заголовкам и привлечением внимания к важным вопросам и открытиям науки, существующим в реальности.
Вот лишь несколько новостных заголовков, которые публикует сайт DNAtured.com:
«Новое решение по изменению климата? Мужчина предложил перевернуть Землю на холодную сторону»;
«Врачи считают, что расширение Вселенной связано с отсутствием физических упражнений и плохой диетой»;
«Учёный выиграл приз за самый страшный костюм, переодевшись в отчёт ООН о климате»;
«Учёные подтвердили, что насекомое с самой большой продолжительностью жизни – это муха на вашей кухне» и т.д.
«Исследователи, изучающие происхождение жизни на Земли, пришли к выводу, что качество этой самой жизни могло быть улучшено, если бы во время раннего формирования первичного бульона кто-нибудь добавил туда немного приправы».
Под многими новостными заголовками развернута научная доказательная статья.