Технологии

Ястребы обеспечивают «мирное небо» над аэропортом
30 января 2020 | 14:00 Центр ФОБОС
Дикие птицы опасны для самолётов. Они могут попасть в двигатель или шасси. Как же уберечься от столкновений? Во-первых, аэропорты оснащают спецтехникой и инновационными технологиями, а во-вторых, «мирное небо» над аэропортом, к примеру, в Домодедово, обеспечивают ястребы и авиационные орнитологи. Актуальное интервью с экспертом опубликовал на своих страницах журнал «Вокруг света».
Оказывается, все технические ухищрения действуют только на перелётных птиц: они пугаются и улетают. Те же птицы, которые живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам и спокойно летают над территорией. Другое дело, если в воздухе появляется ястреб. Местные птицы «просекают» о наличии охотника и начинают держаться от этого места подальше. Хищные птицы, работающие в аэропорту, уникальны именно тем, что представляют собой постоянную угрозу для местных пернатых.
Рабочий день орнитолога начинается с объезда территории на служебной машине и осмотра различных приспособлений, отпугивающих птиц: биоакустических установок, транслирующих тревожные для пернатых звуки (как правило, крики хищников); пропановых пушек, имитирующих выстрелы; ловушек. Попутно экспертом выявляется скопления местных обитателей. Примерно в полдень настает «выход» ястреба, которую отводят в эти места скопления. Он маневрирует над территорией, птицы видят его, понимая, что здесь опасно, и поэтому разлетаются.
Если стая не покидает район, начинается охота. Ястреб гонит стаю, как правило, метров на 200–250. Расстояние небольшое, но это как раз очень удобно для совместной работы: не приходится искать охотника после преследования. А вот соколы совсем другие. Они могут гнаться за жертвой несколько километров. При этом сокол атакует сверху, для чего ему надо подняться довольно высоко, что опасно в условиях взлётов и посадки самолетов. Поэтому авиационные орнитологи отказались от работы с соколами и полностью перешли на ястребов.
После каждой атаки хищник возвращается за наградой – кусочком мяса (живая добыча в обмен на готовое лакомство). Когда же рабочая смена завершается, то ястреб съедает дневную порцию — одну взрослую перепёлку. А пойманных птиц либо отпускают вдали от аэропорта, либо отправляют в питомники и охотничьи хозяйства на разведение.
Орнитологическая служба Домодедова появилась в аэропорту в начале 1980-х. Ловчих птиц в качестве сотрудников стали использовать в 2002 году — первыми в России. В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полётов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него. По международным стандартам, зона работы орнитологов — 150 метров от поверхности земли на взлёте и 60 метров – на посадке. Сегодня в аэропорту Домодедово работает 5 ястребов и 5 орнитологов. Две птицы трудятся посменно, три — в резерве: если одна из «рабочих» птиц линяет или не может выполнять свои обязанности по какой-либо другой причине.
Новости партнеров
Новости партнеров

Тема дня

Реклама

Прогноз погоды

Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Новости партнёров
Ещё
Первые намёки зимы
Изморозь
Осенние кружева
Пауки сплели гамак
 Облако-сияние
Таинственная Луна
Ладожский закат
Гордый птах
Небесные рёбра
Ненастье наступает
Полёт под куполом Луны
Закат на Ладоге
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Новости партнёров




Loading...