Технологии

Математика спасает самолёты
13 января 2020 | 14:18 Центр ФОБОС
В 2016 году учёные установили, что потепление климата сказалось на нижней границе облаков – она опустилась, приблизившись к поверхности земли. А это означает, что обледенение самолётов может начаться уже на малых высотах, что до недавнего времени и не предполагали.
Эксперты Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (ИМКЭС СО РАН) впервые в мире установили данный факт. В последующие 3 года для устранения обнаруженных проблем они разрабатывали математическую программу для краткосрочного прогноза, учитывающего региональные видоизменения климата.
Сначала напомним, что отложение льда реально опасно для самолёта: оно лишает судно устойчивости полёта, снижает его управляемость, искажает показания приборов воздушной скорости и т. д. На 100% от обледенения не страхует даже обработка специальными реагентами. Поэтому одним из важнейших условий безопасности полётов остается точность прогноза. Именно над ним и работали эксперты ИМКЭС СО РАН совместно с коллегами из АО «Института прикладной астрономии». В итоге они запатентовали способ дистанционного определения условий обледенения воздушных судов на основе радиометрии реального времени. Учитывая тот факт, что чувствительность различных типов судов к обледенению неодинакова, принятие окончательного решения о вероятности обледенения самолёта зависит от конкретных условий в аэропорту. Значит, нужен прогноз именно по району вылета.
В заданном районе наблюдения регистрируют фактические значения общего влагосодержания и значения вертикального профиля температуры. Далее на помощь приходит математика: наблюденные параметры обрабатывают с помощью построения гистограммы по нескольким значениям общего влагосодержания. Далее идёт сравнение значения общего влагосодержания, которое соответствует максимальному значению гистограммы, с заранее установленным порогом. На основании сравнения определяют зоны возможного обледенения. Благодаря математическим расчётам повышается достоверность прогноза обледенения, и, следовательно, ещё до начала полёта можно внести коррективы в курс самолёта.
Предлагаемый способ обеспечивает определение возможного обледенения воздушных судов как в чисто капельных переохлаждённых облаках, в зоне переохлаждённого дождя, мокрого снега, мороси, а также под облаками и при непосредственной сублимации водяного пара.
Новости партнеров
Новости партнеров

Тема дня

Реклама

Прогноз погоды

Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Новости партнёров
Ещё
Недобрые облака...
Снегопад в конце мая...
Геометрия неба
На закате
Первые намёки зимы
Изморозь
Осенние кружева
Пауки сплели гамак
 Облако-сияние
Таинственная Луна
Ладожский закат
Гордый птах
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Новости партнёров




Loading...