Климат

04:48
19:27
В озёрах Алтайского края обнаружили «ловцов» азота
20 декабря 2019 | 01:45 Центр ФОБОС
На негативное изменение климата влияет не только глобальное потепление, которое ныне у всех на слуху, но и другие опасные факторы, менее раскрученные, но которые также значатся в списке угроз цивилизации. К примеру, на Земле из-за чрезмерного внедрения удобрений <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news/63704232602-zemle-nablyudaetsya-narushenie-obmena-veschestv" text="наблюдается нарушение"> азотно-фосфорного «обмена веществ». Поэтому столь важно исследование российских учёных, которые обнаружили крупнейших «поставщиков» естественного азота, необходимого для поддержания биологического круговорота в природе.Эксперты НИЦ «Курчатовский институт» совместно с российскими и зарубежными коллегами изучили состав микробных сообществ содовых озер, расположенных в Кулундинской степи Алтайского края, сообщается на <#LINK href="http://nrcki.ru" text="сайте"> НИЦ. В водоёмах нашлись микроорганизмы, которые и являются крупнейшими «поставщиками» азота. Учёные выяснили, что интенсивность процессов фиксации азота в этих озёрах обусловлена активностью уникального микробного сообщества. Фиксация азота – важнейший процесс, при котором атомарный азот из атмосферы восстанавливается под действием микроорганизмов и переходит в состав биомассыМелководные содовые озёра считаются одними из продуктивных экосистем на Земле с ярко выраженными процессами активной фиксации азота, причины которой до настоящего времени не были хорошо изучены. Учёные установили, что в алтайских водоёмах фиксация азота протекает в удивительно широком диапазоне солёности (от 25 до 400 г на литр), а также выявили ключевые факторы процесса: именно концентрация соли определяет состав бактерий в конкретном озере и, соответственно, его способность к улавливанию азота.В НИЦ «Курчатовский институт» рассказали, что микробное сообщество содовых озёр представляет собой комбинацию нескольких групп фото- и гетеротрофных бактерий, толерантность которых к концентрации соли сильно отличается. В связи с этим в определённых диапазонах солёности складывается уникальный микробный состав, участники которого запускают тот или иной механизм фиксации азота.