Природа

Пугающая планета: акулы поедают певчих птиц
26 сентября 2019 | 16:45 Центр ФОБОС
Знаменитые тигровые акулы считаются «санитарами» океана. Рассекая по его просторам, они поедают фактически любой вид добычи, в том числе ракообразных, черепах, китов и дельфинов, падаль и даже несъедобные пластиковые отходы. Численность «санитаров» резко сократилась в прошлом столетии из-за хищнической охоты на их плавники, из-за чего учёные сегодня отслеживают популяции и пытаются защитить их от негативного влияния человека.
Эксперты из Музея естественной истории Филда в Чикаго ещё 9 лет назад провели своеобразную перепись среди популяций тигровых акул, живущих в Атлантике и Мексиканском заливе у южных берегов США, сообщают РИА Новости. Хищников вылавливали, изучали состояние здоровья, диету и отпускали на волю.
Во время одного из такого осмотров учёные обнаружили молодую особь, чей желудок содержал совершенно нетипичный для неё обед – перья и кости некой птицы, явно непохожей на альбатросов, чаек, пеликанов и других морских пернатых. Применив метод генетики, чтобы идентифицировать останки, выяснилось, что акула поймала и съела пересмешника – певчую птицу, живущую на востоке США и мигрирующую на юг во время зимы.
Подобная необычная находка удивила и заинтересовала учёных. Следующие 8 лет они систематически изучали диету акул в поисках следов других сухопутных птиц в их желудках. К большому удивлению биологов, молодые особи лакомились певчими птицами достаточно часто – их кости присутствовали в пищеводах трети акул, что особенно было характерно для осени и весны.
Эта закономерность натолкнула учёных на мысль, что тигровые акулы поедают птиц не во время случайных встреч с ними, а поджидая жертв в тех точках, через которые проходят маршруты миграции в Южную и Центральную Америку. Они проверили эту гипотезу, сопоставив частоту появления костей птиц в желудках хищников с тем, когда и как пернатые мигрировали на юг.
Как оказалось, кости птиц действительно начинали появляться в желудках акул именно в те времена, когда через те же точки, которые анализировали исследователи, начинали пролетать пересмешники и другие мигрирующие пернатые. Многие птицы не долетают до южных стран из-за непогоды и штормов или нехватки сил. Этим, по всей видимости, пользуются молодые акулы, переключающиеся с медуз и мелкой рыбы на очень питательный и беззащитный источник калорий, помогающий им быстрее расти, заключают ученые. Вот так совершенно случайно узнали о самых необычных жертвах тигровых акул.
Это исследование в очередной раз демонстрирует сложность эволюционных цепочек, взаимосвязь Земли со всеми её экосистемами.