Климат

ПогодаСейчас в Бел-Эйре:
Сейчас
+16°
пасмурно с просветами
По ощущению +16°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
52%
С-З, 5 м/с
751 мм рт. ст.
+17°
07:18
18:22
Самолёты утроят влияние на климат
2 июля 2019 | 15:11 Центр ФОБОС
Белые «хвосты», остающиеся за авиалайнерами на большой высоте, могут воздействовать на климат Земли. К 2050 году это воздействие, связанное с парниковым эффектом, вырастет втрое даже при активной борьбе за экономичность двигателей. Инверсионный след влияет на климат за счёт того, что он, по сути, представляет собой вытянутое облако, и таким образом удерживает тепло в нижних слоях атмосферы. Основной вклад в этот эффект вносит обыкновенная вода в виде кристалликов льда и пара, а углекислый газ, с которым обычно связывают глобальное потепление, здесь оказывается второстепенным фактором.
Сегодня вклад всех авиаперевозок в изменение климата оценивается на уровне около 5% от общего вклада человечества. Это достаточно много для того, чтобы искать способы сделать авиацию чище и пытаться понять, как эта ситуация может поменяться в будущем. Если ориентироваться на 2050 год, то за это время может измениться и количество рейсов в целом, и перечень наиболее загруженных направлений, и парк авиалайнеров вкупе с типом используемых двигателей.
Ещё одним фактором может стать появление новых видов топлива – оно может повлиять как на выбросы углекислого газа, так и на свойства инверсионного следа, ведь чем меньше в выхлопе двигателя частиц сажи, тем меньше кристаллов льда образуется в следе. Количество и размер этих частиц зависят как раз от типа топлива.
Учёные смоделировали несколько разных сценариев формирования инверсионных следов. В каждой модели они просчитали количество выхлопов от самолётов и естественную циркуляцию атмосферы, причём не в статичном состоянии, а в динамике. Вычислив состояние воздушной оболочки планеты в заданный момент времени, модель отталкивалась от полученных данных и пересчитывала всё заново, давая ответ на вопрос о том, как всё поменяется спустя четверть часа. Учёные наблюдали за виртуальной атмосферой на протяжении 5 виртуальных лет, а потом переходили к модели с иными начальными условиями.
Результаты моделирования указали на то, что при увеличении авиаперевозок в 4,16 раза вклад самолётов в климат за счет инверсионных следов будет выражаться показателем 159 милливатт на квадратный метр. Это значит, что к той солнечной энергии, которую сегодня получает поверхность планеты — в среднем это 341 Вт/м², нужно прибавить еще в среднем по 159 милливатт на каждый квадратный метр. При этом важно отметить, что до атмосферы от Солнца доходит в среднем 1367 Вт/м², но 3/4 этой энергии не доходит до Земли именно благодаря атмосфере.
Если учесть ещё и изменение климатических условий в силу иных факторов, то цифры немного меняются: вклад самолётов вырастает до 160 мВт/м². С учётом неизбежной погрешности в прогнозировании воздушного движения к 2050 году такой разницей можно пренебречь, а вот учёт возможной экономии топлива и сокращения числа частиц сажи дает весьма ощутимое сокращение: со 160 до 137 мВт/м². Что, впрочем, всё равно гораздо выше моделирования, призванного оценить влияние авиации в 2006 году — в этом сценарии учёные получили всего 49 мВт/м². Моделировать этот сценарий исследователям пришлось потому, что прямые измерения были невозможны.
Метеорологам хорошо известно и то, как менялась среднегодовая температура, и как росла концентрация углекислого газа в 2006 году, но выделить из этого эффект авиаперевозок просто так нельзя.
К озвученным цифрам также надо прибавить влияние углекислого газа, источником которого служат те же авиалайнеры (выше учитывалось только влияние инверсионных следов, состоящих преимущественно из водяного пара и кристалликов льда). В 2006 году углекислый газ от самолетов давал 24 мВт/м², а в 2050-м этот показатель может увеличиться с 58 до 85 мВт/м², то есть в сумме речь идёт о значениях 245 мВт/м² или 195 мВт/м² (в оптимистичном) прогнозе против имевших место в 2006 году 73 мВт/м².
Изменение энергетического баланса планеты на уровне в несколько десятых ватт на квадратный метр заметно уступает величине постоянных колебаний солнечной радиации. Высокая солнечная активность добавляет на уровне орбиты Земли около 1 ватта на метр, а эллиптичность орбиты вовсе дает колебания в 100 ватт на метр.
Однако даже небольшой постоянный вклад в энергетический баланс может существенно поменять картину на фоне больших по величине, но переменных и разнонаправленных факторов. Выбросы углекислого газа в целом дают около 1,6 Вт/м² (1600 мВт/м²), однако это уже привело к увеличению средней температуры на 1°C. Вклад самолётов оказывается значимым: к 2050 году он составит больше 0,1 от всего нынешнего человеческого влияния на климат.
Новости партнеров
Новости партнеров

Тема дня

Реклама

Прогноз погоды

Погода в Бел-Эйре

18.10 20:00
+8°
18.10 23:00
+7°
19.10 2:00
+6°
19.10 5:00
+5°
19.10 8:00
+6°
19.10 11:00
+15°
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Новости партнёров
Ещё
 Облако-сияние
Таинственная Луна
Ладожский закат
Гордый птах
Небесные рёбра
Ненастье наступает
Полёт под куполом Луны
Закат на Ладоге
Облака грозового фронта
Ошиблись адресом...
Грозные облака
Весенняя радуга в Подмосковье
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Новости партнёров




Loading...