Природа

Южн, 3 м/с
750 мм рт. ст.
06:00
20:32
Мечта алхимиков сбылась: гриб выделяет золото
20 июня 2019 | 16:58 Центр ФОБОС
Учёные впервые обнаружили микроскопические грибы, которые с пользой для своей жизнедеятельности усваивают золото. Разновидность Fusarium oxysporum, который распространён во многих регионах планеты при наличии влаги и тепла, способен «приватизировать» из окружающей среды микрочастицы золота и встраивать в свою структуру, откладывая их впоследствии в виде чистого металла на поверхности мицелия.
Открытие сделали ученые австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO), о чем они написали в журнале Nature Communications, сообщает Naked Science. Микроскопические грибы нашли рядом с рудником Боддингтон на западном побережье Австралии. Микроорганизмы продемонстрировали необычайную способность пользоваться растворенными в среде соединениями золота. Выделяя высокореактивные молекулы пероксида водорода, они заставляют его окисляться и, превращаясь в ионы, образовывать соединения чистого металла. Блестящие золотые частицы усеивают поверхность мицелия F. oxysporum. Удивительно то, что золото – очень малоактивный и один из самых инертных металлов, в естественных условиях не взаимодействующий с большинством кислот и не образующий оксидов, поэтому его относят к благородным металлам, в отличие от обычных металлов, разрушающихся под действием кислот и щелочей.
Исследователи пока не могут объяснить, для чего именно грибы проводят столь странное дорогостоящее превращение. Тем не менее, оно определенно приносит им пользу: эксперименты в лабораторных условиях и наблюдения показали, что штаммы, образующие «золотое покрытие», растут примерно в 7 раз быстрее и вырастают крупнее сородичей, лишенных доступа к почве с драгоценным металлом. Возможно, наночастицы облегчают поглощение каких-то питательных веществ или проведение каких-то реакций, важных для жизни на богатых металлами минералах. Этот вопрос ещё ждет своего разрешения.
Однозначно, что находка будет интересна геологам: возможно, такие малоизученные биологические процессы оказывают влияние на формирование месторождений золота и его распределение. Кроме того, не исключено, что в будущем подобные микроорганизмы помогут проводить более точную геологоразведку ископаемых ресурсов и даже создать новые биологические технологии их переработки.