За многовековую инженерную историю человек создал много созидательных творений, но морские маяки, безусловно, одна из вершин технической мысли. Сколько трагедий они предотвратили! И, несмотря на современные навигационные системы, <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news/63617652744-mayakam-bliznecam-krymu-200-let " text="море без маяка"> немыслимо и сегодня. Визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации на море, и потому маячным сооружениям придают характерную форму и окраску, выделяющую их на фоне окружающей обстановки и неблагоприятных гидрометеорологических условий. Поскольку основное требование, предъявляемое к маякам — возможность их обнаружения и безошибочной идентификации в любую погоду и в любое время суток с использованием как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.Дербентский маяк — самый южный маяк России. Необходимость его сооружения созрела в середине XVIII века с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт. Первый маяк открыли в 1853 году, но башню возвели слишком далеко от моря, и на его тусклый свет постоянно жаловались моряки. Второй – 18-метровое здание – построили на северной крепостной стене города в 1867 году. Он и сегодня действующий в системе Министерства обороны страны. А ещё он – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.Древняя крепость Нарын-кала и современные постройки сегодня плотно окружают маяк со всех сторон, однако своё предназначение он выполняет в полном объеме. Сильные штормы возле Дербента нечасты, но очень опасны. В этой части Каспия на дне моря находится Дербентская впадина — её глубину оценивают от 800 до 1000 м и более. Это место представляет угрозу кораблям во время непогоды; когда здесь могут подняться 5-метровые волны — это 7-балльный, он же, по шкале Бофорта, «крепкий» шторм, сообщает <#LINK href="http://etokavkaz.ru" text="«Это Кавказ»">.