Природа

Зап, 3 м/с
760 мм рт. ст.
05:26
20:14
В Марианской впадине найдены следы ядерных взрывов
12 мая 2019 | 18:10 Центр ФОБОС
Марианская впадина, самая глубокая точка Мирового океана, является ярчайшим примером того, что ни одно место на Земле уже не свободно от человеческого влияния –даже эта «космическая» территория планеты. В этот раз в ней обнаружили следы испытаний атомного оружия в период холодной войны.
Китайские учёные из Института океанологии изучают биологическое разнообразие нетронутых сред обитания и влияние человеческой деятельности на подобные экосистемы. На тихоокеанской глубине в небольшом списке наиболее распространенных организмов считаются креветкообразные амфиподы семейства ракообразных, которые собирают пищу на дне океана.
Откуда берется здесь еда — вопрос дискуссионный, а вот то, что нашли в их внутренностях, несколько шокировало учёных ( хотя они и говорят, что мало уже чему удивляются, поскольку в самых глубоководных каньонах ими обнаруживается самый разнообразный мусор). Химический анализ мышечной ткани амфипод и содержимое кишечника выявил повышенный уровень углерода-14, сообщает Smithsonian Magazine.
Обнаружение следов радиоактивного изотопа стало неожиданностью: учёные даже не предполагали, что на значительных глубинах есть эти частицы. Между 1945 и 1963 годами некоторые государства, в первую очередь США и СССР, провели ряд испытаний на наземных полигонах и в атмосфере. В результате ядерных взрывов около 500 бомб, 379 которых взорвали в атмосфере, по всему миру резко отметился всплеск выбросов радиоактивного углерода-14. После принятия Договора о запрещении испытаний в 1963 году уровень изотопов в атмосфере медленно возвращался в норму.
Правда, недавно пришла неприятная новость — радиоактивные вещества осели и законсервировались в высокогорных снегах и ледниках мира, что в свете глобального потепления чревато последствиями. Растения относительно быстро поглотили вещество посредством фотосинтеза, а вот о влиянии углерода-14 на морских обитателей до сих пор ничего не было известно. Обнаружили…