Природа

ПогодаСейчас в Эшбурне:
Сейчас в Эшбурне
+1°
пасмурно с просветами
По ощущению +1°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
83%
Ю-В, 1 м/с
760 мм рт. ст.
+6°
07:11
17:38
Почему вода становится мёртвой?
6 марта 2019 | 16:50 Центр ФОБОС
В скандинавских фьордах во время таяния льдов небольшие суда часто сталкиваются с эффектом «мёртвой» воды. Попав в эту зону, суда теряют скорость и перестают слушаться руля, будто бы какая-то неведомая сила удерживает их на месте. Впервые о странном явлении рассказал ученый и путешественник Ф. Нансен в 1893 году. Его знаменитый «Фрам» у берегов полуострова Таймыр «почти не трогался с места, хотя машины работали изо всех сил…». Команда заставляла судно петлять, разворачиваться, пускалась на хитрые маневры, чтобы избавиться от «тормоза». Более 4-х часов ушло на противостояние, хотя эти несколько морских миль можно было преодолеть за полчаса на веслах. Чтобы разобраться с этим явлением, учёные воспроизвели феномен «мёртвой воды» в лабораторных условиях. Слои воды, разделенные по уровню солёности, а значит, и по плотности, окрашивали предварительно в разные цвета. В итоге стало понятно, что явление отмечается, когда слой лёгкой пресной воды, не смешиваясь, покоится на более тяжелом слое солёной воды. Подобная «мёртвая вода» появляется в северных фьордах Скандинавии, а также в некоторых других местах во время таяния льдов, рассказывается в книге А.Бернацкого «100 великих тайн океана» Маленькое судно, попавшее в неё, даже включив двигатель на максимальную мощность, будет с трудом двигаться или же вовсе зависнет на месте. Это так, поскольку винт судна способствует образованию волн во внутреннем слое. Постепенно по ходу движения корабля колебание на границе между слоями нарастает, и увеличившиеся волны нагоняют судно и замедляют его, «ломаясь» о его борт. Причём поверхность верхнего слоя остается практически неподвижной.Исследователи полагают, что эффектом «мёртвой» воды можно объяснить и те случаи, когда при заплывах в океане испытывают трудности даже опытные пловцы.А вот встреча с длинными внутренними волнами может иметь очень неприятные последствия. В Гибралтарском проливе, к примеру, граница раздела между водами различной плотности сначала медленно, в течение нескольких часов поднимается, а затем неожиданно почти на 100 м обрушивается вниз. Подобная волна опасна для подводных судов, правда, не для современных, а для тех, которые сконструированы в прошлом веке.
Последние новости
Relap

Тема дня

Реклама

Погода

Погода в Эшбурне

07.02 7:00
+1°
07.02 10:00
+5°
07.02 13:00
+10°
07.02 16:00
+12°
07.02 19:00
+10°
07.02 22:00
+9°
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Реклама
Ещё
Присылайте нам свои фотографии!
photo@fobos.tv
Мы опубликуем их в фотогалерее. Обращаем внимание, что присылая фотоматериалы, вы гарантируете, что являетесь правообладателем этих материалов, а также разрешаете их свободную публикацию и распространение
Реклама
Relap




Loading...