Подсказки природы: пауки научили людей плести сверхпрочные нити

1 декабря 2018 | 16:50  Центр ФОБОС
ioppublishing.org
Возможно, пауков нельзя назвать привлекательными созданиями, но их творение – паутина – вызывает не только восхищение своей геометрической правильностью, но и своими уникальными свойствами – прочностью и эластичностью.
Паутинный шёлк вырабатывается особыми железами, расположенными в задней части брюшка паука. Существует не менее 7 типов паутинных желез, производящих разные нити, но ни у одного из известных видов пауков не встречаются все семь типов сразу. Обычно у него от одной до четырёх этих пар. Структура паутины идеально отработана за сотни тысяч лет эволюции. Её нить тоньше человеческого волоса, а удельная (то есть пересчитанная на единицу массы) прочность на разрыв выше, чем у стали в 5 или 6 раз! Согласно расчётам учёных она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша.
Естественно, что человечество, копируя многие из конструкторских находок природы, никак не могло оставить без внимания такой процесс, как прядение паутины. В конце концов, у них получилось произвести столь же прочные материалы, к примеру, полиакрилонитрил, но по своей структуре, конечно, это не тончайшие нити паутины.
Не останавливаясь, учёные продолжили исследования. И вот в Университете штата Юта гены членистоногих добавили в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские учёные соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань. В ходе экспериментов материал отразил пули калибра 5,56.
И не так давно новость пришла из итальянского Университета Тренто, где учёные подкармливали пауков водой, содержащей углеродные нанотрубки или пластинки графена. В результате подобной диеты паутина продемонстрировала прочность в 10 раз выше естественной, что на сегодня считается высочайшей прочностью среди волокон. Ценность данной идеи в том, по словам итальянцев, что открывается путь к применению естественного и эффективного процесса по использованию самих пауков для производства упрочнённого бионического шёлкового волокна. Более того, такой процесс естественного армирования биологических структурных материалов может использоваться и с другими животными и растениями, приводя к появлению инновационного класса веществ – бионических композитов.

Созданы сверхпрочные алмазные нанонити

26 ноября 2015 | 09:13   Ученым из Австралии удалось создать первый за всю историю человечества сверхпрочный искусственный материал. Применив абсолютно новую методику... >>

Искусственный шёлк из белка оказался прочнее стали

12 января 2017 | 11:48   Около километра паутины получено в лабораторных условиях из 125 миллиграммов белка международной командой исследователей, которая разработала новую... >>

Учёные обнаружили уникальные свойства паутины

12 августа 2017 | 16:02   Паутина (секрет паутинных желёз, который вскоре после выделения застывает в форме нитей) давно удивляет ученых потрясающими свойствами: она обладает... >>

Пауки используют электрические сети-паутины

11 июня 2017 | 12:19   Пауки плетут паутину из нескольких тонких нитей, выходящих из паутинных бородавок, которых у паука может быть до четырёх пар. Так что сеть... >>

явления погоды в Москве: пасмурно, снег, возможен туман

В Саудовской Аравии высадят 7,5 миллионов деревьев

21 марта 2019 | 15:52   В Саудовской Аравии презентовали проект, направленный на создание обширных открытых зеленых зон в столице страны Эр-Рияде, включая крупнейший в мире... >>

Катастрофические последствия войны во Вьетнаме

21 марта 2019 | 11:35   Учёные провели очередное исследование последствий экологической войны США против Вьетнама и обнародовали новые данные. Они официально... >>

День жаворонка: какой будет весна?

21 марта 2019 | 11:07   Весну на Руси жители деревень и сел «кликали», то есть призывали её прийти путём обрядовых песен заклинательного характера (заклички весенние... >>

В пятницу в столицу нагрянет зима!

21 марта 2019 | 09:39   В пятницу ныряющий циклон североатлантического происхождения принесет в столичный регион обильные осадки преимущественно в виде мокрого снега -... >>

Весна усиливает натиск

21 марта 2019 | 09:16   Весна усиливает натиск на Русской равнине. Из-за потепления в Архангельской, Кировской областях и Пермском крае уже закрывают зимники... >>

Колоссальный ущерб от наводнения в Небраске

21 марта 2019 | 08:15   Убытки от наводнения в штате Небраске, которое уже назвали самым разрушительным за всю историю штата, оцениваются в 1,4 миллиарда долларов... >>

Погода в Москве 21 марта

21 марта 2019 | 07:55   Сегодня метеоусловия в столичном регионе будут определяться ложбиной североатлантического циклона, сопровождаемого грядой облачности... >>

Погода в Санкт-Петербурге 21 марта

21 марта 2019 | 07:41   В наступивший четверг основную роль в формировании условий погоды в Ленинградской области будет играть северная периферии антициклона... >>

В космосе с огромной скоростью движется пульсар

20 марта 2019 | 14:20   Астрономы обнаружили в космосе пульсар, летящий на скорости больше 4 миллионов км/ час. Напомним, что пульсары – это сверхплотные... >>

Четверть живущих на Земле лишены безопасной воды

20 марта 2019 | 12:12   Свыше 2 миллиардов людей лишены доступа к воде и гигиене, – об этом говорится в докладе о мировом развитии водных ресурсов, представленном... >>

Пугающая планета: змеиный ад

20 марта 2019 | 11:55   У большинства людей змеи вызывают страх, отторжение, неприязнь, однако встречаются и поклонники пресмыкающихся, и даже восхищенные фанаты... >>

В Турции произошло землетрясение

20 марта 2019 | 11:03   Сегодня утром на западе Турции произошло землетрясение магнитудой 6,2. По сообщению РИА Новости, со ссылкой на Европейский средиземноморский... >>

На Гавайи обрушился гигантский прибой

20 марта 2019 | 10:29   В понедельник на северном и западном побережьях Гавайских островов входить в воду было просто опасно – высота волн достигала 15 метров... >>

Урал отметился рекордами тепла

20 марта 2019 | 09:50   Ещё в начале недели на Урал с запада стал пробиваться очень тёплый воздух. Накануне здесь столбики термометров местами поднимались до +10…+12°, и... >>

Новое извержение вулкана Попокатепетль

20 марта 2019 | 08:21   В ночь на вторник, 19 марта, в Мексике взорвался вулкан Попокатепетль. По сообщению издания MK.ru, он выбросил облака пепла и газа на высоту до 1200... >>

Два циклона задержат зиму в восточной части страны

20 марта 2019 | 01:04   Во вторник днем снегопады привели к транспортному коллапсу на юге Приамурья. Резко увеличилось количество аварий в Благовещенске... >>

Среда обитания: «умные» лампы узнают ваши секреты

19 марта 2019 | 16:45   Тренд последних лет – нацеленность на развитие «умных» городов, которые, по мнению экспертов, должны стать кластерами новых «зелёных» технологий... >>

Камчатка готовится к непогоде

19 марта 2019 | 13:27   К берегам Камчатки со стороны Охотского моря приближается циклон. Уже в среду он принесёт на полуостров сильные продолжительные осадки в виде дождя и... >>

Зачем собрали тонны мёртвых кабанов в лесу?

19 марта 2019 | 13:06   В природе иногда отмечается массовая гибель животных. Вот несколько примеров, случившихся с 2015 года. За несколько недель погибло более 200 000... >>