Технологии

Глобальное потепление не повлияло на бактерии Северного полюса
20 марта 2018 | 15:02 Центр ФОБОС
Российские ученые исследовали образцы многолетнего льда, собранные вблизи Северного полюса на содержание в них бактерий и поражающих их вирусов, сообщает журнал PeerJ.
Выяснилось, что в период 2007-2015 г.г. значимых изменений в бактериальном сообществе арктических многолетних льдов не произошло. Эта информация поможет установить, как глобальное потепление, ярко проявляющееся в высоких широтах Северного полушария, влияет на экологические сообщества Северного Ледовитого океана.
Образцы многолетнего льда собирали в ходе трех экспедиций научно-исследовательских судов к Северному полюсу. В каждой точке бурения лед поднимали с трех различных глубин. Там же брали и пробы подлёдной воды. Образцы разделяли на несколько частей длиной 15-20 см, помещали каждый в стерильную герметичную ёмкость, потом им давали растаять.
В полученную воду добавляли формальдегид, чтобы убить и зафиксировать в одном состоянии содержащиеся там бактериальные клетки и вирусы. Часть этих образцов изучали с помощью электронного микроскопа, чтобы установить количество вирусов и понять, прикреплены ли они к клеткам бактерий, находятся внутри них или же свободно плавают. В другие пробы помимо формальдегида добавляли флуоресцентный краситель, позволявший установить число микроорганизмов в единице объёма.
Подсчёт бактерий выявил, что в 2007 году больше всего их содержалось в глубоких слоях многолетнего льда — от 70 до 100 000 клеток на миллилитр. До 93% клеток имели шарообразную форму. Также много (до 50%) клеток бактерий были палочковидными. Содержание палочковидных микроорганизмов увеличивалось по мере приближения к поверхности. В 2015 году количество бактерий в толще многолетних льдов было несколько выше, хотя их биомасса осталось той же. По-прежнему преобладали коккоидные клетки, а на втором месте по встречаемости стояли бациллы.
Численность вирусов, а также доля бактерий, зараженных ими, с 2007-го по 2015 год значимо не изменилась. Около 1% бактериальных клеток несли в себе или на себе вирусные частицы. Смертность «ледовых» микроорганизмов от вирусных инфекций составляла около 8%. Учитывая, что по данным других исследователей, среди морских микроорганизмов она составляет до 50,6%, такая цифра представляется небольшой.
Основной вывод из работы заключается в том, что за 8 лет, прошедших с момента получения первого образца многолетнего льда с Северного полюса до последней экспедиции за ним, крупных изменений в сообществах морских бактерий не произошло, хотя численность «ледовых» микроорганизмов не стала существенно выше, и их смертность от вирусных инфекций осталась прежней. Это означает, что пока серьезного влияния на «полярную микробиоту» глобальное потепление не оказало.