Технологии

Учёные обнаружили озёра, идентичные первичному океану Земли
11 мая 2017 | 11:27 Центр ФОБОС
На севере Канады учёные в прошлом году обнаружили озёра, состав, свойства и температура которых сопоставимы с первичным океаном Земли 2,5 млрд лет назад. На сегодняшний день нет общепринятого мнения по поводу того, как и когда зародилась жизнь. Считается, что первые живые организмы появились во время архейской эры – есть ископаемые свидетельства, подтверждающие, что микробы уже существовали в первичном, самом древнем этапе жизни нашей планеты.
Кислород на сегодня называют одним из основных элементов жизни, но он почти отсутствовал в атмосфере во времена зарождения жизни. И это, по мнению экспертов, было плюсом, а не минусом, поскольку кислород и другие агрессивные молекулы окислителей не препятствовали созданию хрупких цепочек первых органических соединений и будущих «кирпичиков жизни» в составе первичного океана Земли, сообщает Scientific Reports .
Первобытные гидроусловия, по словам канадских специалистов, в XXI веке существуют только в четырёх водоёмах, расположенных в неприступных и суровых районах планеты в Индонезии и Восточной Африке. Туда сложно добраться, не говоря уже об их исследовании. А теперь, по утверждению учёных мужей из университета Ватерлоо, ими открыты миллионы «первобытных» озёр в заполярной части провинции Онтарио. В их нижних слоях практически отсутствует кислород на протяжении всего лета. Кроме того, вода оказалась богата железом и почти полностью лишена серы, а такой состав считается характерным именно для первичного океана Земли. И в пользу первобытности озёр говорит факт, что в некоторых из них обитают необычные фотосинтезирующие бактерии из рода Chlorobi, являющиеся ближайшими аналогами первых представителей жизни на Земле.
После изучения донных слоев, канадцы обнаружили, что «первобытные» условия в этих водах существуют уже более 300 лет, несмотря на то, что воды перемешиваются каждую весну и осень. Данный момент указывает на стабильность озёрной экосистемы, а это дает учёным широкие возможности по исследованию аналогов древнейшей жизни на Земле.