Последние новости

05:39
19:22
Учёные провели «инвентаризацию» озёр Земли
25 апреля 2017 | 15:55 Центр ФОБОС
Исследователи провели перепись озёр мира. На планете насчитывается 1,4 млн водоёмов, общая площадь которых составляет около 10 га, что соответствует территории Кубы. В них содержится примерно 180 тыс.куб.км воды, которой можно покрыть всю сушу слоем толщиной 1,3 м или наполнить одномоментно восемь Байкалов(!). Озёрная береговая линия растянулась на 7 млн.км, что в 5 раз больше диаметра Солнца.Канадские учёные из университета Макгилла в Монреале (Канада) озадачились темой, что ближайший космос люди порой знают лучше, чем Землю. К примеру, если крупные озёра хорошо описаны и изучены, то многие небольшие озёра остались неисследованными. Благодаря спутниковым картам и данным дистанционного зондирования, которые накопились в научной базе за последние годы, специалисты восполнили этот пробел.Специалисты постарались вычислить количество, протяженность, площадь, глубину и объём водоёмов. Оценить объём оказалось довольно проблематично, поскольку глубина варьируется в широком диапазоне. К примеру, глубина знаменитого озера Лох-Несс (Шотландия) достигает 230 м, а Эри в США — всего 56 м, хотя площадь последнего в 4500 раз больше площади первого. Поэтому до этого времени оценки по общему объёму земных озер у разных международных исследователей разнились – от 160 тыс. до 280 тыс. куб. км.В данном исследовании было установлено, что большая часть объёма воды – почти 85% — приходится на десятку крупнейших озер мира, остальные 15% разбросаны по остальным 1,4 млн водоемам. Самой озёрной страной оказалась Канада – на её территории расположилось 900 тыс. мелких и крупных водоёмов. Подобное первенство учёные объяснили тем, что всего 15 - 20 тысяч лет назад всю её территорию покрывали ледники. При отступлении к северу они оставили после себя котловины для современных озёр, в которых содержится пятая часть всех запасов мировой пресной воды, сообщает журнал Science.Практическая цель этого исследования заключается в том, чтобы, зная механизмы круговорота воды на Земле, понять, какое воздействие на озёрную экосистему окажет глобальное потепление в ближайший век. Как частность, в этот раз расчёты показали, что средняя глубина озёр составляет 42 м, что весьма ниже, чем предыдущая 62-метровая отметка. В водоёмах обитают микроорганизмы, выделяющие метан. А чем мельче, к примеру, пруд, тем больший объём метана могут вырабатывать бактерии.