Учёные из Сибири представили работу, в которой показали, что ветер внутри мегаполиса имеет другое направление и скорость, чем на окраине или за городом. Высота, скученность зданий, особенность расположения кварталов и улиц – все эти факторы влияют на формирование «городского» воздушного течения. В течение последних 15 лет мониторинг ветра осуществлялся в Красноярске. С помощью специальной компьютерной программы были построены розы ветров внутри города. Как частность, обнаружилось, что во всех выбранных точках количество дней со штилем возросло в 3 раза по сравнению с официальными метеоданными, а в некоторых — в 4 раза, сообщается на сайте Сибирского федерального университета (СФУ).В первую очередь полученные результаты важны при расчётах распространения загрязняющих выбросов и для планирования городской застройки, поскольку загрязнение атмосферы — одна из общемировых проблем. У всех на слуху смоги в Пекине и Лондоне, но и Красноярск не относится к «чистым» городам: по данным Минприроды РФ, он входит в список 44 городов России, где уровень загрязнения воздуха характеризуется, как «высокий» и «очень высокий».На качество воздуха в городе, прежде всего, оказывают влияние промышленность и транспорт, а также способность окружающей среды рассеивать вредные вещества. Порой особенность ландшафта и погоды (к примеру, расположение пункта в котловине) усугубляют ситуацию, а порой ветры удачно выдувают примеси из населённого пункта. Специалисты выделяют несколько типов неблагоприятных метеорологических условий, но базовой, усугубляющей характеристикой, в них является штиль. В Красноярске подобные погодные условия называют «режимом чёрного неба». В 2016 году такой режим в городе наблюдался 58 суток.Один из авторов работы, к.т.н., эксперт Красноярского регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний, ст. научный сотрудник СФУ Сергей Михайлюта прокомментировал итоги исследования таким образом. Кроме того, что в городе увеличилась повторяемость безветренных дней, ещё возникло устойчивое направление ветра, противоположное набегающему на город воздушному потоку, четко выявились эффекты расслоения воздушного течения в результате взаимодействия ветра с застройкой. Как следствие, один из основных результатов — некоторые станции в городе отслеживают изменение ветра, а некоторые — нет. То есть за мегаполисом сила и направление ветра могут измениться, а внутри города − нет. Из этого следует, по словам учёного, что для государственного регулирования, к примеру, строительства промышленного объекта и прогноза распределения вредных примесей от его деятельности, нельзя использовать данные с метеостанций. Нужно рассматривать реальный ветер, который возникает в этой части города, и предсказывать характер будущих загрязнений на его основе.Сотрудник Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр» СО РАН, д.ф.-м.н., профессор СФУ Рем Хлебопрос дополнил, что в идеале именно такая, реальная ветровая обстановка, должна приниматься во внимание при планировании городской застройки.