В полярном море учёные открыли оазисы тропической жизни
21 октября 2016 | 18:55 Центр ФОБОС
У северо-восточных берегов России расположено Чукотское море, окраинное море Северного Ледовитого океана. В этих полярных водах учёные обнаружили оазисы тропической жизни. В Чукотском море мало островов, впадающие в него реки – маловодны, подводная жизнь как бы не отличается многообразием. Климат – полярный морской, его особенность − небольшое поступление солнечного тепла и незначительные годовые колебания температуры воздуха.
После длительного периода тишины (комплексное исследование региона проводились аж в 1935 году), со 2 сентября по 19 октября здесь работала первая арктическая экспедиция Национального научного центра морской биологии на научно-исследовательском судне «Академик Опарин». Материал собран огромный. К примеру, по итогам работы специалистам предстоит изучить около 650 организмов, чтобы подробнее разузнать о жизни северного моря и произошедших изменениях в климате. Но уже сейчас учёные рассказали об удивительных фактах. Так, в южной части Чукотского моря они открыли оазисы придонной жизни почти такие, как в тропических водах, сообщает «Российская газета».
Данное открытие опровергает сложившееся и растиражированное мнение о том, что подводная жизнь в Чукотском море бедна и однообразна. Руководитель экспедиции Вячеслав Одинцов заявил, что биологов ошеломило изобилие жизненных форм − губок, морских звезд, актиний. Их скопления напоминали тропические сады. Более того, здесь обитают мелкие крабы. Все это живое многообразие в перспективе может стать источником новых лекарств и продуктов питания.
Кроме того, экспедиция зафиксировала ещё одно открытие – повышение температуры воды Чукотского моря и, как следствие, значительное смещение границы теплых вод к северу. 80 лет назад, во время экспедиции на ледоколе «Красин» в 1935 году, граница распространения вод с отрицательной и положительной температурами проходила примерно по середине моря, а нынче она переместилась к островам Врангеля и Геральда. По мнению учёных, не исключено, что через Берингов пролив в полярное море проникают относительно тёплые тихоокеанские воды.