Громкое археологическое открытие или громкий провал?
13 мая 2016 | 12:10 Центр ФОБОС
Научное сообщество продолжает обсуждать громкое открытие школьника из Канады. 15-летний Уильям Гадури утверждает, что он обнаружил неизвестное доселе крупное поселение народа майя. Существует предположение о том, что свои города представители этой цивилизации строили, копируя расположение звезд на небе. Молодой учёный решил это проверить и сравнил карту известных городов майя с картой созвездий. Выяснилось, что под одной из звёзд никакого поселения нет. Тогда школьник изучил спутниковые снимки этой местности.
И вот она, сенсация! Но земле отчетливо видны объекты прямоугольной формы. В мгновение ока Уильям Гадури сам стал звездой. К нему за интервью в очередь выстроились журналисты, а Космическое агентство Канады даже согласилось отправить экспедицию на Юкатан. Так что же он обнаружил? Пока ещё не открытое поселение, которому молодой человек уже дал название (Le Bouche de Feu, то есть Огненные Уста), находится в самом центре империи майя. Предположительно, это − чрезвычайно крупный город. Приводятся такие цифры: 80 −120 квадратных километров. Главным доводом в пользу того, что на спутниковых снимках запечатлены действительно колоссальные сооружения майя, так и остается астрономическое расположение. Но это же является и одной из слабых сторон гипотезы Гадури.
Специалисты отмечают, что не существует ни одного звездного атласа майя, да и атласа в нынешнем понимании у них просто не было. Действительно, цивилизация майя, не знавшая ни колеса, ни каких-то иных технических приспособлений, была чрезвычайно искусна в астрономии. Жрецы умели с точностью до секунд предсказывать расположение планет на небосводе. Кстати, этот народ − один из немногих в древности, чьи представители пользовались своим календарем. Однако никаких подтверждений того, что расположение поселений майя копировало звездную карту, так и не было обнаружено. Тем более, что издревле люди в выборе места жительства руководствовались более приземленными мотивами: близостью водоёма, плодородием окрестных почв и удобством сообщения.
Вопросы вызывает и размер обнаруженного поселения. Один из крупнейших городов майя − Чичен-Ица − занимал всего 10 квадратных километров. Античные Помпеи в 5-м веке до нашей эры располагались на территории чуть менее одного квадратного километра. А легендарная Троя на момент своего расцвета была еще в три раза меньше! С Ле Буш Де Фо сейчас вполне сравним, например, современный Владимир, в котором проживают более 300 000 человек. Для Древнего мира − масштаб колоссальный. Да и, как говорят исследователи, район, в котором может находиться город, не так уж и необитаем. И невозможно поверить, что такой мегаполис древности так до нашего момента никто и не обнаружил.
А как полагают скептики, на спутниковых снимках запечатлены заброшенные кукурузные поля. Кстати, существует версия, что именно неразумное ведение сельского хозяйства и сгубило одну из величайших цивилизаций Америки. Дело в том, что для своих полей индейцы вырубали джунгли, чем провоцировали погодные изменения. По данным палеоклиматологов, первая волна засухи охватила империю в двухсотых годах нашей эры. Однако, майя сумели к ней приспособиться. Через несколько веков климат стабилизировался, но в эпоху расцвета, в 900-е годы нашей эры, количество осадков вновь резко сократилось -- более чем в 2 раза. Это вызвало массовый голод и дефицит пресной воды. Прибывшие в Новый Свет конкистадоры застали лишь упадок великой цивилизации. А многие города оказались заброшены задолго до этого.
Так что, как говорят учёные, скорее всего джунгли Юкатана скрывают еще не одну тайну народа майя.