Около двадцати машин столкнулись сегодня на Московской кольцевой автодороге. Всё произошло в районе Бесединского моста, на внутренней стороне в 3 ч ночи. ГИБДД удалось примерно восстановить картину происшествия. Сначала грузовик ударил легковушку. В этом ДТП травмы получили три человека. Далее машины сталкивались в течение часа. Последним подлетел КАМАЗ. Именно подлетел, так как скорость, говорят, была выше 100 км/ч. Затормозить не успел, или не смог. Пробил ограждение на мосту и упал в Москву-реку. Водитель и пассажир погибли. Основные версии – превышение скорости и гололед. Якобы, испарения от реки создали благоприятную среду для формирования тонкого слоя льда на дороге. Но столичные службы категоричны и заявляют, что такого не может быть, так как трассу они обрабатывали строго по технологии. Могли ли технологии дать сбой именно в районе Бесединского моста?Но технологии при правильном их использовании сбоя дать не могут. В нашей стране широко используются только два противогололёдных реагента: это хлориды кальция-натрия и обычная песочно-соляная смесь. Например, обработка трассы хлоридами в течение трёх часов не позволяет появиться на ее поверхности ледяной корки даже в 30-градусные морозы. Накануне Москва оказалась в зоне арктического вторжения. Но температурный режим оказался в 15 раз теплее, нежели могут выдержать противогололедные вещества. Сравните: температура на момент трагедии была около -2°, а порог замерзания у хлоридов -30°, то есть можно утверждать, что в такой ситуации гололёд на МКАД исключен.Но что же могло спровоцировать столь масштабное ДТП? Циклон, устроивший похолодание в центре Русской равнины, подбрасывал небольшие осадки и снежные заряды. Например, накануне ДТП расположенная на севере Москвы метеостанция ВДНХ зафиксировала 0.3 мм, а на юго-востоке региона количество осадков достигало почти 0.6 мм. Они могли дополнительно увлажнить асфальт, усложняя условия торможения. Но ведь вода испаряется при любой температуре, меняется только скорость этого процесса. И мы решили оценить – могло ли сохраниться это небольшое количество влаги за 6 часов, прошедших с момента измерения до аварии?При средней температуре -1..-2° с одного квадратного метра поверхности испаряется 0,05 мм воды в час, то есть суммарно к 3 ч утра на юго-востоке МКАД улетучилось только половина от выпавшего количества осадков. Добавим к этому обработку жидкими реагентами, и получается, что асфальт действительно мог оказаться влажным. Известно, что на льду тормозной путь возрастает почти в 5 раз, но и влажная трасса удлиняет его на 30 %. А в условиях несоблюдения скоростного режима эти лишние несколько метров и оказалась фатальными. В ближайшие дни автомобилистам надо быть особенно внимательными: во вторник-среду в регионе по-прежнему пройдут осадки, ночью ожидаются заморозки до -2°, а днем воздух может прогреваться до +6...+8. Обстановка в атмосфере изменится в четверг – у нас потеплеет, но вероятность дождей сохранится высокой. И только в пятницу выглянет солнце, дороги Подмосковья подсохнут, а столбики термометров покажут около +12°.