Природа

Вст, 3 м/с
757 мм рт. ст.
06:27
19:47
Папоротник умеет очищать почву от мышьяка
14 июля 2019 | 12:47 Центр ФОБОС
Мышьяк, как и все его соединения, являясь канцерогенным и ядовитым загрязнителем воды и продуктов питания, представляет растущую угрозу для здоровья человека во многих регионах мира. Известен он с давних времен; использовался и используется в разных целях – от добавления в сплавы и краски для рисования до пиротехники, от лечения до отравления... Сходство симптомов отравления мышьяком с симптомами холеры длительное время позволяло маскировать его использование в качестве смертельного яда. На территориях, где в почве и воде отмечается избыток мышьяка, происходит его накопление в щитовидной железе человека, обуславливая её увеличение (эндемический зоб).
Но есть растение, которое не только спокойно переносит яд, но и использует его в своей жизнедеятельности. Ничего подобного в мире пока не обнаружено – ни среди растений, ни в животном мире. Речь идет о китайском папоротнике Pteris vittata. Недавно исследователи определили три гена, которые необходимы папоротнику, чтобы аккумулировать токсичный мышьяк в листьях и оставаться живым, сообщает Science News со ссылкой на научную статью в Current Biology.
Гены создают белки, которые помогают мышьяку попадать в вакуоль – пространство в центральной части клетки. Мышьяк оседает в листьях папоротника. В лабораторных условиях учёные проверили достоверность открытия: они перестроили гены и воздействовали на растение мышьяком и … папоротник погиб.
Эти папоротники уже используются для извлечения мышьяка из почвы в некоторых загрязненных районах. Этот процесс занимает много времени, но это дешевле по сравнению с миллионами долларов, которые тратятся на изъятие ядовитой почвы и её очистки. И что важно – процесс экологически чистый.
Учёные определили цель: так как P. vittata является полутропическим растением и не может расти круглый год, необходимо вывести более холодостойкий папоротник. И уже его использовать для удаления избытка мышьяка в широтах севернее тропиков.