Чудо планеты: система термитников видна из космоса!

22 ноября 2018 | 11:32  Центр ФОБОС
На северо-востоке Бразилии учёные обнаружили гигантскую систему термитников, видимую из космоса: она похожа на чётко структурированный рельеф из небольших курганов численностью до 200 млн. Термитник занимает площадь 230 000 кв. км, что сопоставимо с территорией Великобритании, и является старейшим и крупнейшей из известных экосистем, созданных когда-либо насекомыми одного вида (!).
Происхождение многих крупномасштабных «биогенных» земляных структур является спорным, поскольку «строители» канули в лету. Но не термиты и им подобные. Первые насекомые, появившиеся когда-то на Земле, похожи на нынешних тараканов, термитов и близких их сородичей, которые сегодня обитают почти во всех природно-климатических зонах. За миллионы лет эволюции термиты создали огромные колонии с жёсткой социальной структурой, где каждому отведено свое предназначение. Благодаря организованной системе и выживаемости они играют роль «дирижёров» во многих экосистемах, управляя количеством воды в составе почве и, соответственно, произрастанием и распространенностью флоры.
Учёные, проявив очередной интерес к этой популяции, отправились в нетронутые человеком районы Бразилии. Болота и глинистые почвы спасли местность от сельскохозяйственной деятельности. Именно здесь и обитает большое количество колоний термитов вида Syntermes dirus, которые рядом с подземными жилищами оставили приметные курганы, рассказывается на сайте журнала Current Biology.
До этого конкретного исследования учёные предполагали, что каждый такой холм принадлежит одной семье со своей королевой и королём. Использовав данные спутниковых снимков, современные радары и технологии, с экспертами после анализа информации, можно сказать, случился шок: сотни и сотни термитов были выстроены одной большой семьей Syntermes dirus, постепенно «приватизирующей» на протяжении тысячелетий новые территории. Самые старые термитники возводились около 4000 лет назад, а самые молодые – в XIV веке.
Интересное, что термиты не строили свои дома вверх, как обычно, а внутри земли выкапывали гигантскую сеть тоннелей для того, вероятней всего, чтобы получить безопасный доступ к пище с минимальными затратами (эту версию учёным предстоит ещё проверить). Насекомые за столетия переместили свыше 10 куб. км. почвы, что эквивалентно объему четырех тысяч Великих пирамид в Гизе. «Выносимый» грунт «строители» размещали рядом с тоннелями. В итоге образовалась холмистая местность (высота курганов в среднем достигает 2-3 м, а диаметр – 9 -10 м), четко структурированная, что и заметили специалисты из космоса.
В насыпанных холмах учёные не выявили термитов, а вот в разветвленной сети тоннелей и узких переходах под землей они нашли личинки. Правда, «спальни», в котором бы пребывала королева, исследователи пока не обнаружили. Ещё такой удивительный факт. Термиты закрывают входы в тоннели – они никогда не остаются открытыми для окружающей среды, что исключает их использование в качестве системы вентиляции. Ночью же группы из «рабочих» и «солдат» выходят на поиски пищи по небольшим временным туннелям, которые они прорывают из-под земли. После их использования насекомые заделывают проходы. И опять же все эти постройки не хаотичны, а имеют пространственное распределение. В общем-то, учёным есть ещё что разгадывать и изучать.

Подсказки природы: первые кондиционеры создали термиты

22 июля 2018 | 13:11   Термиты, обитающие в тропиках, возводят свои дома таких размеров, что в их покинутых развалинах находят убежища лисицы, совы. В зависимости от... >>

Термиты поедают целую деревню

9 ноября 2018 | 11:57   От нашествия насекомых страдают многие районы мира, но одно дело, когда они просто кусаются или жужжат, а другое – когда твари съедают жильё... >>

Муравьи спасают раненых с поля боя

27 мая 2017 | 16:45   Учёные зафиксировали первый случай «спасательного» поведения среди беспозвоночных – у африканских муравьёв. Результат стал неожиданным... >>

Орангутаны тренируют интеллект

20 ноября 2018 | 17:05   В дикой природе животные, в частности приматы и осьминоги, используют свой интеллект для поисков пищи, применяют различные тактики охоты и защиты... >>

В Италии разработали простой способ опреснения морской воды

21 января 2019 | 17:58   За последние десятилетия глобально увеличился спрос на водные ресурсы. Согласно расчётам ООН, к 2050 году 5,7 млрд человек столкнутся с нехваткой... >>

Птицы помогают изучать морские течения

21 января 2019 | 16:47   Балеарское море, расположенное у восточных берегов Пиренейского полуострова, интенсивно используется человеком. Здесь развито рыболовство... >>

Марафон на полюсе холода

21 января 2019 | 14:20   Накануне на полюсе холода марафонский забег совершил итальянский полицейский из города Падуя Паоло Вентурини, в послужном списке которого свыше 20... >>

Рекордное тепло Эвенкии

21 января 2019 | 13:47   На просторах Сибири наступивший январь отличается крайне нестабильной погодой. Причём, если в южных районах температура близка к средним многолетним... >>

Китай развивает технологию управления погодой

21 января 2019 | 12:45   Китай приступает к осуществлению крупнейшего в мире проекта по созданию искусственного дождя. Главная причина, по которой Китай берется за этот... >>

На Камчатке отмечены рекорды тепла

21 января 2019 | 12:15   Никак не успокаивается погода на Дальнем Востоке нашей страны. Обширный циклон, который кружит над регионом уже вторую неделю, принёс обильные осадки... >>

На североамериканском континенте бушует зимнее ненастье

21 января 2019 | 10:01   Мощный шторм «Харпер», который обрушился на США и Канаду, принёс с собой сильные ливни и снегопады. В местных аэропортах ещё накануне... >>

Как долго простоят морозы?

21 января 2019 | 09:51   Морозы в европейской части России опоздали к Крещению. Но резкого похолодания всё же не избежать. В выходные на значительной части Русской равнины... >>

Погода в Москве 21 января: начало арктического вторжения

21 января 2019 | 08:04   Первый день недели в Центральной России ознаменуется началом арктического вторжения, что сулит нам скорое усиление морозов. Так, уже в ночь на... >>

Погода в Санкт-Петербурге 21 января: холодно

21 января 2019 | 07:56   Сегодня погоду в Ленинградской области продолжит определять тыловая часть циклонического вихря. Его стараниями в регионе облачно с прояснениями... >>

На Камчатке началось извержение вулкана Безымянный

21 января 2019 | 07:21   Этот вулкан, молчавший больше года, минувшей ночью проснулся. По сообщению Камчатской группы реагирования на вулканические извержения (KVERT... >>

Кто в России сможет увидеть Красную Луну?

20 января 2019 | 20:11   Синоптическая карта большей части Европейской России на момент погружения Луны в тень Земли, то есть в ранние предутренние часы 21 января... >>

Погода недели: курс на мороз

20 января 2019 | 16:53   В Южной России в начале и конце недели пройдут небольшие дожди, а температура повысится до +7…+12°. Но в середине периода ожидается арктическое... >>

Среда обитания: экологически чистая деревня для бездомных людей

20 января 2019 | 14:51   По консервативным оценкам благотворительной организации Shelter, в Великобритании насчитывается 307 000 бездомных людей. По данным правительства... >>

В понедельник над Россией взойдёт «кровавая» Луна

20 января 2019 | 14:39   21 января практически на всей территории России можно будет наблюдать такое явление, как «кровавая» Луна, сообщает сайт Московского планетария... >>

Волны в океане становятся выше и мощнее

20 января 2019 | 12:18   Морские и океанические волны в течение тысячелетий методично видоизменяют береговую линию, и, что наиболее трагично для человека, обуславливают порой... >>

В Европейской России ударят 20-градусные морозы

20 января 2019 | 11:33   В предстоящую неделю жителей Центральной России ждут настоящие арктические морозы! Уже в ночь на понедельник начнёт прорываться холодный атмосферный... >>

Из-за непогоды МИД предупредил россиян об отмене авиарейсов в США

20 января 2019 | 09:36   Ситуационно-кризисный центр МИД предупредил граждан России об отмене более тысячи авиарейсов в США. Соответствующее сообщение опубликовано в... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 января

20 января 2019 | 08:24   Погодные условия в Северной столице сегодня будут определяться тыловой частью североатлантического циклона, куда будут поступать разрозненные массивы... >>

Погода в Москве 20 января

20 января 2019 | 08:01   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится тёплым сектором циклона, насыщенного густыми полями снеговой облачности и влажным... >>

Картофельные очистки могут заменить МДФ

19 января 2019 | 16:55   Инженеры и дизайнеры всё чаще и активнее привлекают к своим разработкам учёных, которые помогли бы им из растений, овощей и фруктов создавать... >>

Новый взгляд на ковры

19 января 2019 | 13:53   Аргентинская художница Александра Кехайоглу работает с текстилем, и на своих необычных коврах изображает природные ландшафты родной страны... >>

На Камчатку спешит ненастный циклон

19 января 2019 | 12:44   Камчатский край в воскресенье окажется во власти нового снежного ненастья. Особенно достанется южным районам региона. Дело в том... >>

Полярные сияния опасны для людей склонных к психическим заболеваниям

19 января 2019 | 12:25   В России, как и в других северных странах, наблюдается сезон северного сияния. Туристы со всего мира спешат посмотреть на уникальное природное... >>

Зимняя гроза в Москве

19 января 2019 | 09:20   В ночь на 19 января 2019 года в Москве наблюдалось редкое явление – зимняя гроза. Это явление было отмечено и на метеостанции ВДНХ... >>

Крещенская ночь в Санкт-Петербурге стала самой холодной за последние 6 лет

19 января 2019 | 08:12   Минувшей ночью минимальная температура воздуха в Санкт-Петербурге опускалась до -17,8°! Это самая холодная ночь с начала текущей зимы... >>

Минувшая пятница в Москве стала самым тёплым днём зимы!

19 января 2019 | 07:35   Минувшая пятница в Москве стала самым тёплым днём зимы! Регион оказался в тёплом секторе циклона, и на метеостанции ВДНХ температура поднялась до +2... >>

В Анапе из-за аномальных дождей поднялся уровень грунтовых вод

18 января 2019 | 14:27   Критических отметок уровень воды достиг и в Темрюкском районе Красндарского края, но воду там уже откачивают. В Анапе, по словам специалистов... >>

Оборудование МКС нуждается в замене

18 января 2019 | 14:02   Об этом сообщили в Центра имени Хруничева, где в свое время были построены некоторые модули МКС. Так, функционально-грузовой блок (ФГБ) "Заря"... >>

Погода на выходные: морозы возвращаются

18 января 2019 | 12:15   В ночь на субботу линия противостояния тёплой и холодной воздушных масс ─ атмосферный фронт, сместится к югу, температура воздуха в центре... >>

В Приморье из-за ветра запретили выходить на лёд

18 января 2019 | 09:56   В Приморье власти региона запретили выходить жителям и гостям региона на лёд на побережье края из-за сильного ветра, который приводят в движение... >>

Подсказка природы: коалы помогут лечить людей

18 января 2019 | 09:09   Коала – культовое животное Австралии, мгновенно узнаваемое по круглому гуманоидному лицу и отличительной форме тела. Из 15–20 видов... >>

Кому погода принесёт экстремальную Крещенскую ночь?

18 января 2019 | 09:00   Крещение в восточной части России удивит не морозами. Во Владивостоке, например, спасатели разрешили оборудовать лишь одну купель – в бухте Новик... >>

На Камчатке из-за погоды сократили рабочий день

18 января 2019 | 08:12   Причиной обращения руководства области к руководителям предприятий с такой рекомендацией стал огромный по площади тихоокеанский циклон... >>

Погода в Москве 18 января: оттепель, слякоть

18 января 2019 | 07:39   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится теплым сектором циклона, насыщенного густыми полями облачности, небольших осадков и... >>

На носу настоящие крещенские морозы

17 января 2019 | 19:55   Крещенье ознаменует собой начало похолодания. Так, если к исходу пятницы столбики термометров в Москве еще будут колебаться около нулевой отметки... >>

Вечная мерзлота оттаивает по всему миру

17 января 2019 | 16:14   Вечная мерзлота в Сибири, на Аляске и в Канаде не только тает, но и становится более тёплой – средние температуры промороженной почвы в Заполярье в... >>

Немецкий бренд выпустил кроссовки класса люкс из настоящего кофе

17 января 2019 | 14:50   Модная индустрия активно включается в решение проблем по сокращению углеродного следа на всех этапах производства, сбыта и утилизации изделия... >>

Полный отказ от угольных станций остановит глобальное потепление?

17 января 2019 | 13:58   Полный отказ человечества от строительства угольных станций поможет удержать рост глобальной средней температуры на Земле. Такие выводы сделаны... >>