ПогодаСейчас в Фэрфилде:
Сейчас
пасмурно с просветами, дождь, возможна гроза
По ощущению +18°
Влажность:
Ветер:
Давление:
Вода:
Восход:
Заход:
94%
Южн, 4 м/с
758 мм рт. ст.
05:30
20:09
Чудо планеты: система термитников видна из космоса!
22 ноября 2018 | 11:32 Центр ФОБОС
На северо-востоке Бразилии учёные обнаружили гигантскую систему термитников, видимую из космоса: она похожа на чётко структурированный рельеф из небольших курганов численностью до 200 млн. Термитник занимает площадь 230 000 кв. км, что сопоставимо с территорией Великобритании, и является старейшим и крупнейшей из известных экосистем, созданных когда-либо насекомыми одного вида (!).
Происхождение многих крупномасштабных «биогенных» земляных структур является спорным, поскольку «строители» канули в лету. Но не термиты и им подобные. Первые насекомые, появившиеся когда-то на Земле, похожи на нынешних тараканов, термитов и близких их сородичей, которые сегодня обитают почти во всех природно-климатических зонах. За миллионы лет эволюции термиты создали огромные колонии с жёсткой социальной структурой, где каждому отведено свое предназначение. Благодаря организованной системе и выживаемости они играют роль «дирижёров» во многих экосистемах, управляя количеством воды в составе почве и, соответственно, произрастанием и распространенностью флоры.
Учёные, проявив очередной интерес к этой популяции, отправились в нетронутые человеком районы Бразилии. Болота и глинистые почвы спасли местность от сельскохозяйственной деятельности. Именно здесь и обитает большое количество колоний термитов вида Syntermes dirus, которые рядом с подземными жилищами оставили приметные курганы, рассказывается на сайте журнала Current Biology.
До этого конкретного исследования учёные предполагали, что каждый такой холм принадлежит одной семье со своей королевой и королём. Использовав данные спутниковых снимков, современные радары и технологии, с экспертами после анализа информации, можно сказать, случился шок: сотни и сотни термитов были выстроены одной большой семьей Syntermes dirus, постепенно «приватизирующей» на протяжении тысячелетий новые территории. Самые старые термитники возводились около 4000 лет назад, а самые молодые – в XIV веке.
Интересное, что термиты не строили свои дома вверх, как обычно, а внутри земли выкапывали гигантскую сеть тоннелей для того, вероятней всего, чтобы получить безопасный доступ к пище с минимальными затратами (эту версию учёным предстоит ещё проверить). Насекомые за столетия переместили свыше 10 куб. км. почвы, что эквивалентно объему четырех тысяч Великих пирамид в Гизе. «Выносимый» грунт «строители» размещали рядом с тоннелями. В итоге образовалась холмистая местность (высота курганов в среднем достигает 2-3 м, а диаметр – 9 -10 м), четко структурированная, что и заметили специалисты из космоса.
В насыпанных холмах учёные не выявили термитов, а вот в разветвленной сети тоннелей и узких переходах под землей они нашли личинки. Правда, «спальни», в котором бы пребывала королева, исследователи пока не обнаружили. Ещё такой удивительный факт. Термиты закрывают входы в тоннели – они никогда не остаются открытыми для окружающей среды, что исключает их использование в качестве системы вентиляции. Ночью же группы из «рабочих» и «солдат» выходят на поиски пищи по небольшим временным туннелям, которые они прорывают из-под земли. После их использования насекомые заделывают проходы. И опять же все эти постройки не хаотичны, а имеют пространственное распределение. В общем-то, учёным есть ещё что разгадывать и изучать.

Погода в в Фэрфилде