Чудо планеты: система термитников видна из космоса!

22 ноября 2018 | 11:32  Центр ФОБОС
На северо-востоке Бразилии учёные обнаружили гигантскую систему термитников, видимую из космоса: она похожа на чётко структурированный рельеф из небольших курганов численностью до 200 млн. Термитник занимает площадь 230 000 кв. км, что сопоставимо с территорией Великобритании, и является старейшим и крупнейшей из известных экосистем, созданных когда-либо насекомыми одного вида (!).
Происхождение многих крупномасштабных «биогенных» земляных структур является спорным, поскольку «строители» канули в лету. Но не термиты и им подобные. Первые насекомые, появившиеся когда-то на Земле, похожи на нынешних тараканов, термитов и близких их сородичей, которые сегодня обитают почти во всех природно-климатических зонах. За миллионы лет эволюции термиты создали огромные колонии с жёсткой социальной структурой, где каждому отведено свое предназначение. Благодаря организованной системе и выживаемости они играют роль «дирижёров» во многих экосистемах, управляя количеством воды в составе почве и, соответственно, произрастанием и распространенностью флоры.
Учёные, проявив очередной интерес к этой популяции, отправились в нетронутые человеком районы Бразилии. Болота и глинистые почвы спасли местность от сельскохозяйственной деятельности. Именно здесь и обитает большое количество колоний термитов вида Syntermes dirus, которые рядом с подземными жилищами оставили приметные курганы, рассказывается на сайте журнала Current Biology.
До этого конкретного исследования учёные предполагали, что каждый такой холм принадлежит одной семье со своей королевой и королём. Использовав данные спутниковых снимков, современные радары и технологии, с экспертами после анализа информации, можно сказать, случился шок: сотни и сотни термитов были выстроены одной большой семьей Syntermes dirus, постепенно «приватизирующей» на протяжении тысячелетий новые территории. Самые старые термитники возводились около 4000 лет назад, а самые молодые – в XIV веке.
Интересное, что термиты не строили свои дома вверх, как обычно, а внутри земли выкапывали гигантскую сеть тоннелей для того, вероятней всего, чтобы получить безопасный доступ к пище с минимальными затратами (эту версию учёным предстоит ещё проверить). Насекомые за столетия переместили свыше 10 куб. км. почвы, что эквивалентно объему четырех тысяч Великих пирамид в Гизе. «Выносимый» грунт «строители» размещали рядом с тоннелями. В итоге образовалась холмистая местность (высота курганов в среднем достигает 2-3 м, а диаметр – 9 -10 м), четко структурированная, что и заметили специалисты из космоса.
В насыпанных холмах учёные не выявили термитов, а вот в разветвленной сети тоннелей и узких переходах под землей они нашли личинки. Правда, «спальни», в котором бы пребывала королева, исследователи пока не обнаружили. Ещё такой удивительный факт. Термиты закрывают входы в тоннели – они никогда не остаются открытыми для окружающей среды, что исключает их использование в качестве системы вентиляции. Ночью же группы из «рабочих» и «солдат» выходят на поиски пищи по небольшим временным туннелям, которые они прорывают из-под земли. После их использования насекомые заделывают проходы. И опять же все эти постройки не хаотичны, а имеют пространственное распределение. В общем-то, учёным есть ещё что разгадывать и изучать.

Подсказки природы: первые кондиционеры создали термиты

22 июля 2018 | 13:11   Термиты, обитающие в тропиках, возводят свои дома таких размеров, что в их покинутых развалинах находят убежища лисицы, совы. В зависимости от... >>

Термиты поедают целую деревню

9 ноября 2018 | 11:57   От нашествия насекомых страдают многие районы мира, но одно дело, когда они просто кусаются или жужжат, а другое – когда твари съедают жильё... >>

Муравьи спасают раненых с поля боя

27 мая 2017 | 16:45   Учёные зафиксировали первый случай «спасательного» поведения среди беспозвоночных – у африканских муравьёв. Результат стал неожиданным... >>

Орангутаны тренируют интеллект

20 ноября 2018 | 17:05   В дикой природе животные, в частности приматы и осьминоги, используют свой интеллект для поисков пищи, применяют различные тактики охоты и защиты... >>

Любопытные факты о воде

22 марта 2019 | 16:30   Вода, кажется, самое простое и привычное вещество на планете. Но без неё не было б жизни на Земле и она до сих пор таит в себе множество загадок:... >>

Китайский луноход проработает дольше

22 марта 2019 | 14:23   Китайский луноход "Юйту-2", как ожидается, проработает дольше проектного срока службы. Луноход «Юйту-2» («Нефритовый... >>

Создана карта изменения растительности на Земле

22 марта 2019 | 13:58   Европейское космическое агентство (Агентство) сообщило о завершении работы по созданию карты растительного покрова Земли с высоким разрешением... >>

Вода, ты и есть жизнь!

22 марта 2019 | 13:30   Вода — «краеугольный камень» жизни на Земле. Чтобы человечество помнило о важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества... >>

Магнитосфера Земли возбудится

22 марта 2019 | 13:18   Сильные магнитные бури ожидаются на нашей планете в период 24 по по 27 марта. По данным центра космической погоды – Лаборатории рентгеновской... >>

Волна наводнений смещается в низовья Миссисипи

22 марта 2019 | 12:05   Рекордные наводнения разрушили значительную часть так называемого Сельскохозяйственного пояса в штатах Айова, Небраска, Южная Дакота и некоторых... >>

Погода выходных: неустойчивость сохранятся

22 марта 2019 | 10:55   В субботу, во Всемирный метеорологический день, природа порадует жителей большинства регионов Центра европейской части России погожей весенней... >>

В Центр вернулась зима

22 марта 2019 | 07:50   Похолодание несет с собой активный циклон из Скандинавии. Накануне он по касательной задел Русский север. Снегом засыпало республику Коми и... >>

Погода в Москве 22 марта

22 марта 2019 | 07:28   Сегодня столичный регион будет атакован ныряющим североатлантическим циклоном, сопровождаемым многослойными облаками, обложными осадками ... >>

В Саудовской Аравии высадят 7,5 миллионов деревьев

21 марта 2019 | 15:52   В Саудовской Аравии презентовали проект, направленный на создание обширных открытых зеленых зон в столице страны Эр-Рияде, включая крупнейший в мире... >>

Катастрофические последствия войны во Вьетнаме

21 марта 2019 | 11:35   Учёные провели очередное исследование последствий экологической войны США против Вьетнама и обнародовали новые данные. Они официально... >>

День жаворонка: какой будет весна?

21 марта 2019 | 11:07   Весну на Руси жители деревень и сел «кликали», то есть призывали её прийти путём обрядовых песен заклинательного характера (заклички весенние... >>

В пятницу в столицу нагрянет зима!

21 марта 2019 | 09:39   В пятницу ныряющий циклон североатлантического происхождения принесет в столичный регион обильные осадки преимущественно в виде мокрого снега -... >>

Весна усиливает натиск

21 марта 2019 | 09:16   Весна усиливает натиск на Русской равнине. Из-за потепления в Архангельской, Кировской областях и Пермском крае уже закрывают зимники... >>

Колоссальный ущерб от наводнения в Небраске

21 марта 2019 | 08:15   Убытки от наводнения в штате Небраске, которое уже назвали самым разрушительным за всю историю штата, оцениваются в 1,4 миллиарда долларов... >>

В космосе с огромной скоростью движется пульсар

20 марта 2019 | 14:20   Астрономы обнаружили в космосе пульсар, летящий на скорости больше 4 миллионов км/ час. Напомним, что пульсары – это сверхплотные... >>

Четверть живущих на Земле лишены безопасной воды

20 марта 2019 | 12:12   Свыше 2 миллиардов людей лишены доступа к воде и гигиене, – об этом говорится в докладе о мировом развитии водных ресурсов, представленном... >>

Пугающая планета: змеиный ад

20 марта 2019 | 11:55   У большинства людей змеи вызывают страх, отторжение, неприязнь, однако встречаются и поклонники пресмыкающихся, и даже восхищенные фанаты... >>

В Турции произошло землетрясение

20 марта 2019 | 11:03   Сегодня утром на западе Турции произошло землетрясение магнитудой 6,2. По сообщению РИА Новости, со ссылкой на Европейский средиземноморский... >>

На Гавайи обрушился гигантский прибой

20 марта 2019 | 10:29   В понедельник на северном и западном побережьях Гавайских островов входить в воду было просто опасно – высота волн достигала 15 метров... >>

Урал отметился рекордами тепла

20 марта 2019 | 09:50   Ещё в начале недели на Урал с запада стал пробиваться очень тёплый воздух. Накануне здесь столбики термометров местами поднимались до +10…+12°, и... >>

Новое извержение вулкана Попокатепетль

20 марта 2019 | 08:21   В ночь на вторник, 19 марта, в Мексике взорвался вулкан Попокатепетль. По сообщению издания MK.ru, он выбросил облака пепла и газа на высоту до 1200... >>

Погода в Москве 20 марта

20 марта 2019 | 07:59   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится тыловой частью уходящего циклона, из-за чего время от времени небо будет хмуриться и... >>

Два циклона задержат зиму в восточной части страны

20 марта 2019 | 01:04   Во вторник днем снегопады привели к транспортному коллапсу на юге Приамурья. Резко увеличилось количество аварий в Благовещенске... >>

Среда обитания: «умные» лампы узнают ваши секреты

19 марта 2019 | 16:45   Тренд последних лет – нацеленность на развитие «умных» городов, которые, по мнению экспертов, должны стать кластерами новых «зелёных» технологий... >>

Камчатка готовится к непогоде

19 марта 2019 | 13:27   К берегам Камчатки со стороны Охотского моря приближается циклон. Уже в среду он принесёт на полуостров сильные продолжительные осадки в виде дождя и... >>

Зачем собрали тонны мёртвых кабанов в лесу?

19 марта 2019 | 13:06   В природе иногда отмечается массовая гибель животных. Вот несколько примеров, случившихся с 2015 года. За несколько недель погибло более 200 000... >>