За жизнь в северных широтах человек расплатился мигренью

9 мая 2018 | 17:43  Центр ФОБОС
depositphotos.com © Wavebreakmedia
Некоторые заболевания людей находятся в прямой зависимости от природно-климатических условий их среды обитания. Один из критических факторов окружающей среды для всех живых организмов – температура. К примеру, африканцы за тысячелетия эволюции адаптировались к жаре, северяне – холоду. В череде постоянных исследований учёных интересуют разнообразные взаимосвязи между климатом и заболеваниями. Недавно обнаружилась такая связь при изучении природы мигрени: она оказалась чрезвычайно распространенной в северных странах Европы и редкой в Африке. Причина – наличие особого гена.
Этот ген на сегодня является единственным температурным рецептором (TRPM8), который опосредует эндогенную реакцию на умеренный холод, сообщает PLOS Genetics. Терморецепторы помогают поддерживать оптимальную температуру тела и не допускать переохлаждения, к примеру, участвуют в реакции человеческого глаза на холодный ветер, из-за которого глаза начинают слезиться — так организм поддерживает нужный уровень увлажнения роговицы.
Учёные из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) проанализировали данные международных проектов, создатели которых секвенировали геномы людей из десятков различных популяций по миру. Выяснилось, что как только предки современного человека 50 000 лет назад покинули Африку и стали медленно перебираться в зону более холодного климата, то в организме наметилась особая мутация. Мутация находится в составе ДНК, которая именно и контролирует поведение TRPM8, реагирующего на ощущение холода. Ген дал преимущества для адаптации к новым природно-климатическим условиям, но принёс с собой побочный болезненный эффект – приступы мигрени.
За последние 25 000 лет соответствующий вариант гена TRPM8 значительно распространился у людей, живущих в Северной Европе. И если у выходцев из Нигерии он представлен лишь в 5% случаев, то в Финляндии его носители – 88% населения. Благодаря TRPM8 европейцы не только выжили, но и приспособились к холодному климату, ну а расплатой стала мигрень.

Плохая экология влияет на численность населения

18 марта 2016 | 08:22   Плохая экология является причиной смерти 12,6 миллионов человек в год, сообщает Всемирная организация здравоохранения. Каждый четвертый смертельный... >>

В апреле на Земле ожидаются магнитные бури

5 апреля 2016 | 01:11   В апреле ожидается три магнитные бури, сообщает НАСА. Первая геомагнитная буря уже накрыла Землю 2-3 апреля, но она была достаточно слабой... >>

Москва: осторожно, аномально низкое атмосферное давление и сильная гололедица!

24 февраля 2017 | 10:00   В ночь с пятницы на субботу в столичный регион прорвётся холодный атмосферный фронт, связанный с североатлантическим циклоном, центр которого... >>

Москвичей ждут аномально низкое атмосферное давление и сильный ветер

20 февраля 2017 | 16:44   Циклон, раскручивающийся над югом Архангельской области, в ближайшие сутки возьмет курс на юг. Это значит, что показания барометров на Среднерусской... >>

Погода новой недели: тепло возвращается

20 мая 2018 | 22:32   В южных регионах России ожидается неустойчивая, с локальными ливнями и грозами, погода. Но они не помешают солнцу прогревать воздух – в полуденные... >>

В Тюмени разогнался сильный ветер

20 мая 2018 | 20:50   В социальных сетях появляется множество сообщений о непогоде в Тюмени. Пользователи делятся информацией о сильном ветре, который повалил в городе... >>

К середине XXI века 68% населения планеты будет жить в городах

20 мая 2018 | 15:50   ООН призывает развивать инфраструктуру, экологию и социальные службы в городах, чтобы обеспечить в них достойные условия жизни. По мнению авторов... >>

Крупнейший в мире коралловый риф не оправился от отбеливания

20 мая 2018 | 13:19   Кораллы составляют менее 1% морской среды Земли, но в них проживает более 25% обитателей Мирового океана. Согласно данным правительства Японии... >>

Зарядье: путешествие среди снега и льда

20 мая 2018 | 12:50   Прошлой осенью в Москве недалеко от Кремля открылся парк, демонстрирующий природно-климатические зоны России. На днях в нём открылся ещё один... >>

Гиппопотамы и рыба оказались несовместимыми

20 мая 2018 | 12:20   Экологи давно знают, что загрязнение сточных вод от производства сельскохозяйственных культур может привести к низкому уровню содержания кислорода в... >>

Фотоархивы помогут прогнозировать наводнения в горах

20 мая 2018 | 11:28   Архивы космических снимков с аппаратов серии Landsat (NASA) позволили учёным Университета Потсдама в Германии обнаружить незафиксированные ранее... >>

Оправдались прогнозы вулканологов

20 мая 2018 | 10:31   Предсказания вулканологов о возможных паровых взрывах при извержении вулкана Килауэа на Большом острове (Гавайи) оправдались. Извержение вулкана... >>

Регионы Поволжья отмечают сегодня День Волги

20 мая 2018 | 08:12   Впервые День Волги прошёл в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008»... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 мая

20 мая 2018 | 07:37   В воскресенье характер погоды на берегах Финского залива будет определять скандинавский антициклон, благодаря которому погода наладится... >>

Погода в Москве 20 мая

20 мая 2018 | 07:27   Погоду в столичном регионе сегодня будет определять холодный атмосферный фронт; большую часть дня погода будет пасмурной, местами пройдут... >>

Соловецкие постройки помогут в изучении изменения климата

19 мая 2018 | 17:37   Сотрудники Института географии РАН по результатам полевых работ доказали, что Соловецкие острова входят в редкий список уникальных природных объектов... >>

Что заставляет комаров кусаться?

19 мая 2018 | 17:01   Неожиданные результаты, полученные по итогам нового исследования комаров, помогут при стратегии лечения трансмиссивных заболеваний... >>

Из-за нашествия саранчи на Ставрополье введён режим ЧС

19 мая 2018 | 16:55   Губернатор Ставропольского края вводит режим чрезвычайной ситуации в регионе из-за массового нашествия саранчи. Вредители нанесли ущерб региону в 5... >>

Сибирская тайга – тормоз глобального потепления

19 мая 2018 | 15:21   Исследователи из Института леса Сибирского отделения РАН изучили «углеродный бюджет» старых северных лесов Евразии и пришли к выводу... >>

Кто в Европе портит воздух?

19 мая 2018 | 09:39   Европейская комиссия решила подать в суд ЕС на Францию, Германию и ряд других стран сообщества за несоблюдение чистоты воздуха, сообщает агентство... >>