Пугающая природа: озеро-убийца

24 декабря 2017 | 16:14  Центр ФОБОС
nat-geo.com
Лимнологи, изучающие физические, химические и биологические аспекты водоёмов, могут поведать множество леденящих историй о своём предмете. Мы уже рассказывали о месте, где, похоже, хозяйничает Медуза Горгона. Сегодня речь пойдет об озере-убийце, где случилось катастрофическое лимнологическое извержение. Таким извержением называют чрезвычайно опасное и редкое явление, в результате которого происходит выброс углекислого газа из открытого водоёма. Газ поднимается над озером, образуя облако. Поскольку двуокись углерода тяжелее воздуха, то это облако движется вниз, вытесняя кислород и убивая всё живое на своём пути.
Вечером 21 августа 1986 года на высокогорном озере в Камеруне произошла трагедия, которая унесла жизни 1 746 человек и более 3 500 животных (погибли даже насекомые), по берегам была уничтожена растительность. В течение короткого промежутка времени над водоёмом сформировалось облако из ядовитого диоксида углерода CO2, которое распространилось на расстояние до 27-30 км. Более страшной природной газовой атаки современный мир ещё не знал.
Поскольку Ньос расположено в кратере вулкана, считавшегося спящим, большинство учёных сначала предположили, что вулкан ожил, и выброшенный извержением газ, пройдя сквозь воду, отравил вокруг все живое. Но вулканическое извержение взрывного типа непременно сопровождалось бы нарушением мощного слоя осадочных донных пород и наличием сернистых газов. Ничего подобного не наблюдалось.
Новые измерения, сделанные через несколько лет, указали, что СО2 продолжает поступать в озеро — около 5 млн куб. м. в год (сразу после катастрофы в водах содержалось около 250 млн кубометров газа). Дело оказалось в том, что под вулканическим катером близко ко дну озера располагается магма, которая непрерывно выделяет диоксид углерода. Газ, поднимаясь вверх, растворяется в глубинных водах с достаточно низкой температурой. Тогда как верхняя часть Ньос, контактирующая с атмосферным воздухом, сильно прогревается в жаркие дни. Обычно идёт их медленное перемешивание. Но что-то нарушило покой озера в августе 1986-го и глубинные воды, насыщенные СО2, моментально поднялись наверх. До сих пор нет чёткого понимания случившейся лимнологической катастрофы, что стало её спусковым механизмом.
Исследователи предполагают несколько ситуаций, обусловивших трагедию. Возможно, перемещение огромных объёмов водных растворов диоксида углерода из донных слоёв озера в верхние слои спровоцировали обвалы, оползни, землетрясение, создающие высокую нагонную волну. Есть вероятность работы небольших подводных вулканов на дне маара. Не исключают, что толчком к неразгаданному природному явлению могли стать сильные холодные ливни, прошедшие накануне.
Для предотвращения повторения катастрофы с 2001 года на африканском озере осуществляется дегазация озера с использованием труб и гидравлических затворов. На озере Киву, расположенном на границе Руанды и Конго, где из-под земли также просачивается метан, люди сумели поставить это явление себе на службу. Разработан проект использования откачанного газа для выработки электроэнергии, что позволит обеспечить электричеством миллионы людей.

Голубое озеро: исследование завершено, а загадки остаются

15 октября 2016 | 16:51   Сегодня завершилась месячная экспедиция учёных Русского географического общества (РГО) и Естественнонаучного института ПГНИУ на Голубом озере ... >>

Санкт-Петербург закрыл дамбу

13 января 2015 | 09:39   Затворы комплекса защитных сооружений (КЗС) в Санкт-Петербурге закрыли сегодня утром из-за угрозы повышения уровня воды в устье реки Невы... >>

Глубинные землетрясения помогут предсказывать извержение вулканов

18 мая 2017 | 17:08   В фокусе современной науки по-прежнему остается исследование вулканов, основная цель которых – своевременно спрогнозировать крупные извержения за... >>

Российские учёные разгадали секрет супервулканов

4 апреля 2016 | 14:36   Физики из Новосибирска раскрыли механизм формирования супервулканов, извержения которых приводят к последствиям планетарного масштаба... >>

Загадочные лошади марвари – достояние Индии

23 февраля 2019 | 18:00   Марвари – древнейшая порода лошадей, о которой писали ещё священные книги Индии как о «сыновьях бога Солнца». Первые сведения о них появились в... >>

«Сигнал тревоги» от Google

23 февраля 2019 | 15:25   При всей сложности прогноза некоторых природных явлений, специалистам всё чаще с хорошей заблаговременностью удаётся предсказать время начала и... >>

Первые потери от глобального потепления

23 февраля 2019 | 12:54   Учёные подсчитали величину финансовых потерь, которые связаны с глобальным изменением климата, сообщает издание iReactor. В основном в рамках... >>

Британию накрыло розовым туманом

23 февраля 2019 | 09:38   Густой туман розового цвета наблюдался 22 февраля в целом ряде регионов Британии, сообщает DailyMail. Уточняется, что необычная погодная аномалия... >>

Погода в Санкт-Петербурге 23 февраля

23 февраля 2019 | 08:11   Сегодня синоптическая ситуация в Северной столице обусловится прохождением тёплого атмосферного фронта, сопровождаемого мощной облачностью... >>

Погода в Москве 23 февраля

23 февраля 2019 | 07:54   Сегодня первую половину дня погоду в столичном регионе будет определять малооблачный и морозный гребень антициклона. После полудня скажется влияние... >>

«Умное» окно заменит кондиционер

22 февраля 2019 | 17:35   Когда окна выходят на солнечную сторону, а на улице жара, хочется задёрнуть шторы, опустить жалюзи или включить кондиционер. Когда трещит мороз... >>

Обнаружены животные, считавшиеся вымершими

22 февраля 2019 | 14:46   Учёные обнаружили в Индонезии самку самой крупной на Земле пчелы Уоллеса (Megachile pluto), которая считалась вымершей уже 38 лет назад... >>

NASA ожидает образования очень крупного айсберга

22 февраля 2019 | 14:09   Массивный айсберг размером примерно в 2 раза больше площади Москвы (в пределах МКАД) скоро обломает шельфовый ледник Антарктики, заявляет NASA... >>

Погода выходных: масштабное потепление

22 февраля 2019 | 13:12   В северные и центральные районы Русской равнины с запада придёт тёплый воздух. В Москве и Московской области в субботу морозно, сильный ветер... >>

На Лас-Вегас обрушился снежный шторм

22 февраля 2019 | 11:24   На американский Лас-Вегас накануне, 21 февраля, обрушился сильнейший за последнее десятилетие снегопад. Власти из-за непогоды закрыли дорогу между... >>

Международная экспедиция изучит популяцию лосося

22 февраля 2019 | 09:44   Многолетняя дискуссия о сохранности лосося и его рациональном использовании, которая из года в год становилась всё острее, наконец-то разрешилась... >>

Частицы астероида доставят на Землю

22 февраля 2019 | 09:35   Японский межпланетный зонд «Хаябуса-2», который с июня 2018 года исследует астероид Рюгу (Ryugu), успешно снизился к нему, «обстрелял» поверхность... >>

Дыхание Арктики почувствуют даже в Крыму

22 февраля 2019 | 09:07   Мощное арктическое вторжение не остановится на юге России. В четверг из-за него испортилась погода на огромной территории – от Черноземья до Поморья... >>

Китай разместит электростанции в космосе

22 февраля 2019 | 08:07   В Китае приступили к сборке первой солнечной электростанции, которую разместят в космосе. Космические установки, размещенные на геостационарных... >>

Среда обитания: доброе соседство с летучими мышами

21 февраля 2019 | 17:17   Ярко освещённые населённые пункты повлияли на обитание летучих мышей: непривычный свет дезориентирует их, они не могут добывать пропитание и... >>

Библиотека, которой не страшны землетрясения

21 февраля 2019 | 13:15   Как известно, в Японии ежегодно происходит около 1500 землетрясений. К счастью, большинство из них небольшой силы, но они приносит немало проблем... >>

Лодки IKEA умеют очищать реки от мусора

21 февраля 2019 | 12:55   Шведской компании IKEA не чужды «зелёные» инициативы. Так, несколько лет назад она отказалась от не светодиодного освещения, взяла на себя... >>

Февраль-2019 продолжает тёплые тенденции

21 февраля 2019 | 11:07   Последние 6 лет феврали в столице были тёплыми и даже очень тёплыми, их среднемесячная температура воздуха составляла -0,6…-4,6° при норме в -7,7°... >>

Столица в тылу циклона: гололедица и похолодание

21 февраля 2019 | 09:56   Продолжая свой путь на восток, циклон открыл дорогу в столичный регион холодному арктическому воздуху. В результате уже к 9 часам утра температура... >>

«Хаябуса-2» начал посадку на астероид Рюгу

21 февраля 2019 | 08:23   Специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований начали операцию по посадке зонда «Хаябуса-2» на астероид Рюгу. Сегодня в 00.30 (МСК... >>

Погода в Москве 21 февраля

21 февраля 2019 | 07:58   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится тыловой частью североатлантического циклона, куда в сопровождении порывистых ветров... >>

Необычные превращения конденсационного следа

21 февраля 2019 | 06:52   Несколько дней назад в небе над Москвой наблюдалось необычное изменение конденсационного следа от пролетевшего самолёта. Напомним... >>

Обвал холода в Европейской России

21 февраля 2019 | 01:45   Холодный фронт вернёт жителей Русской равнины из мартовской оттепели в морозный февраль. В среду он ещё был в Скандинавии. На севере Норвегии из-за... >>

В Томске создают новые метеостанции для Арктики

20 февраля 2019 | 17:15   Чтобы составить прогноз необходима качественная и профессиональная информация о фактической погоде по большому количеству метеорологических величин:... >>

Природа мстит человеку коварным способом

20 февраля 2019 | 14:34   Творения искусства порой могут погубить своего создателя. В этой истории, к счастью, скульптора успели спасти, но есть серьёзный повод задуматься... >>

Зима готовится к наступлению

20 февраля 2019 | 14:04   В ближайшие сутки практически вся европейская часть России окажется во власти огромного циклона, один из центров которого будет располагаться над... >>

В Швейцарских Альпах лыжники попали под лавину

20 февраля 2019 | 11:38   Во вторник, 19 февраля, в середине дня на швейцарском курорте Кран-Монтана на склоне Плейн-Морте сошла лавина. Она растянулась на 840 метров... >>

Юг Сибири и Дальнего Востока купается в тепле

20 февраля 2019 | 10:27   Огромный антициклон, раскинувшийся от Саян до низовьев Амура, вот уже который день удерживает в регионе не по сезону тёплую погоду... >>

Новое извержение вулкана Этна

20 февраля 2019 | 08:56   В начале недели в Италии в кратере Этны на Сицилии произошло мощное извержение. Пепловый шлейф поднялся вверх на несколько сотен метров и вызвал... >>

Погода в Москве 20 февраля

20 февраля 2019 | 07:49   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится теплым сектором североатлантического циклона, генерирующего поля облачности и... >>

Новые рекорды тепла на Русской равнине

20 февраля 2019 | 07:48   Очередной североатлантический циклон, который накануне вышел на север Скандинавии, принёс с собой волну очень тёплого воздуха. Она накрыла западные... >>

Атмосферный фронт резко изменит погоду за Уралом

20 февраля 2019 | 01:12   Вторжение холодного фронта в Сибирь приведёт к резкому понижению температуры. В среду он ещё свирепствовал в европейской части страны... >>

Дожди превратили пустыню в гигантское зеркало

19 февраля 2019 | 17:57   Удивительную картину удалось заснять с помощью дрона итальянскому фотографу Стефано Тиоццо, сообщает Mail.ru. Из-за обрушившихся сильнейших дождей... >>

В Новой Зеландии самая сильная засуха за 19 лет

19 февраля 2019 | 17:15   Новая Зеландия продолжает страдать от аномально высоких температур и засухи. Власти региона Тасман на севере страны объявили о введении ограничений... >>

Триллион деревьев спасут Землю от перегрева

19 февраля 2019 | 15:00   Высаживание лесных массивов в глобальном масштабе — с увеличением их количества примерно на треть — позволило бы не просто остановить накопление... >>

Каким станет лето к концу столетия?

19 февраля 2019 | 12:46   Из-за глобального потепления к концу столетия лето станет жарче, увеличится число мощных гроз и дней с безветренной погодой, что негативно повлияет... >>