Российские физики защитят самолёты и машины от обледенения

1 декабря 2017 | 16:13  Центр ФОБОС
depositphotos.com © denisovd
Российские физики создали новую методику защиты обшивки самолётов и кузовов машин от обледенения, научившись покрывать их поверхность особым узором при помощи лазера, говорится в статье, опубликованной в журнале ACS Nano.
Листья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство получило название «эффект лотоса». Благодаря микроскопическим бугоркам вода быстро стекает с листьев, унося частицы грязи. За последние годы физики предприняли несколько попыток создать краску или плёнку, которые работали бы таким же образом.
К примеру, 2 года назад группа физиков из США и России смогла создать металлический аналог такой поверхности, обработав металл при помощи сверхкоротких импульсов лазера. Эта бомбардировка покрыла лист из бронзы, платины и других металлов особым узором ямок и бугорков, которые отталкивали воду и мешали каплям скапливаться на поверхности.
Российские учёные задумались – можно ли применить подобную методику и для защиты металлических поверхностей от обледенения в условиях, приближённых к «боевым». Предыдущие эксперименты показывали, что многие типы подобных «лотосных» покрытий плохо реагируют на нагрузки и механический стресс, из-за чего инженеры не применяли их на практике.
Экспериментируя со сплавами алюминия и магния, которые активно применяются при изготовлении кузовов автомобилей и деталей самолётов, учёные при помощи лазера покрывали их узорами, а затем обрабатывали химикатами и изучали водоотталкивающие и механические свойства. Через некоторое время им удалось создать новый тип гибридного покрытия, которое отталкивало лёд и воду и отличалось высокой прочностью. Достичь этого физики смогли за счёт того, что после обработки лазером на поверхности сплава формировались особо прочные формы окиси алюминия, а внутри самих ямок и бугров возникали многочисленные поры, которые могут вбирать молекулы химических покрытий, отталкивающих воду и защищающих металл от коррозии.
Как показали дальнейшие опыты, эти же поры защищают металл от механических нагрузок и повреждений – при появлении микротрещин и царапин, они выделяют запасённые вещества и ликвидируют «дыры» в защите сплава ото льда и коррозии. Даже если погрузить подобный сплав в жидкий азот или несколько часов обрабатывать его абразивными материалами, он не потеряет своих свойств и будет по-прежнему отталкивать воду и не разрушится при нагрузках.
«Выполненные нашей группой работы не только привели к созданию материалов с уникальными водоотталкивающими свойствами, но и позволили преодолеть многие классические недостатки алюминиевых сплавов, такие как эрозия под абразивными нагрузками, слабая стойкость к ударным тепловым нагрузкам, склонность к точечной коррозии и слабая химическая стойкость в агрессивных жидких и газообразных средах», — отмечают учёные.

Наш эксперимент: вредит ли птичий помёт покрытию автомобиля?

7 августа 2016 | 13:05   Многие водители убеждены, что птичий помёт может повредить лакокрасочное покрытие автомобиля. Что это − миф или реальность? Известно... >>

Создана кристаллическая форма алюминия, который стал теперь легче воды

26 сентября 2017 | 10:57   Химики из российского Южного Федерального университета и Университета штата Юта (США) разработали новую сверхлегкую кристаллическую форму алюминия... >>

Европа сильно загрязнена опасным свинцом. Чем это грозит?

25 января 2016 | 17:30   В городе Флинт (штат Мичиган) ввели чрезвычайное положение... из-за питьевой воды. Выяснилось -- в городских трубах течет отрава с высоким... >>

Мощь миллиарда лазеров

5 марта 2015 | 17:40   Калифорнийские ученые создали (не пугайтесь) линейный ускоритель когерентного источника света. Говоря человеческим языком, американцы создали самый... >>

явления погоды в Москве: малооблачно, небольшой дождь

Водопад повернул вспять

21 сентября 2018 | 14:28   Сильный ветер заставил водопад в национальном парке Йоркшир-Дейлсна на северо-западе Англии течь вспять. Уникальное явление удалось запечатлеть на... >>

Погода на выходные: придут дожди и холода

21 сентября 2018 | 12:59   В атмосфере над европейской частью России произойдут резкие изменения в характере погоды. На Северо-Западе похолодает уже в субботу... >>

Природа и её обитатели: ошибка или чудо эволюции?

21 сентября 2018 | 12:12   Любой альбинос, попавший на видео- и фотосъёмку, становится звездой интернета, и по возможности за его судьбой стараются следить. Так случилось с... >>

Гляциологи уверяют, что ранее такого не наблюдали

21 сентября 2018 | 11:38   Скорость течения одного из ледников в Арктике возросла в несколько десятков раз. Лёд в ледниках, подобно воде, течёт. Только очень медленно... >>

Гейзер Весеннее Ухо снова проснулся

21 сентября 2018 | 10:52   Йеллоустоунский термальный источник (гейзер) по имени Весеннее Ухо извергается 4-й раз за 60 лет. Своё название гейзер получил за характерную форму... >>

Микропластик может распространяться через летающих насекомых

21 сентября 2018 | 09:59   Как показывают исследования, микропластик может распространяться из загрязненных вод через летающих насекомых, загрязняя новые среды и угрожая... >>

Бывшие ураганы выгонят бабье лето с Русской равнины

21 сентября 2018 | 08:30   Переродившиеся тропические циклоны отберут бабье лето у жителей Европейской России. Один из них, бывший ураган «Хелен» в четверг подошел к Норвегии... >>

Британские острова атакует второй в сезоне именной шторм

21 сентября 2018 | 08:11   Циклон «Брона» пришёл в Великобританию вслед за первым именным штормом «Али». Синоптики MetOffice (Национальная служба... >>

Погода в Москве 21 сентября: так тепло бывает 1 раз в 35 лет!

21 сентября 2018 | 07:29   Сегодня жителей Центральной России благодаря стараниям азорского антициклона с центром над Воронежем снова ждет необычайно погожий и теплый день с... >>

Погода в Санкт-Петербурге 21 сентября

21 сентября 2018 | 07:26   В наступившую пятницу на погоду Ленинградской области будет оказывать гребень антициклона, медленно уходящего на юго-восток. В такой ситуации в... >>

Из-за демографического взрыва у пауков остров Айтолико окутан паутиной

20 сентября 2018 | 16:59   На греческом острове Айтолико пауки оплели паутиной участок берега протяженностью более 300 м. Паутиной оказалось увито все, от деревьев до... >>

Глобальное потепление началось ещё в древности

20 сентября 2018 | 14:41   По мнению ученых Висконсинского университета, расположенного в Мэдисоне, глобальное потепление началось тысячи лет назад. Тогда массово вырубались... >>

Липецкие метеорологи помогли разоблачить аферистов

20 сентября 2018 | 12:26   Межрайонная природохранная прокуратура Липецка проверила факты, которые излагались в заявлении нынешнего гендиректора «Липецкводоканала»... >>

Финским метеорологам мешают наблюдать за погодой бакланы

20 сентября 2018 | 11:10   Метеорологический институт Финляндии на своей странице в Twitter рассказал о пернатых хулиганах, которые мешают получать показания... >>

Создан робот для контроля состояния Большого Барьерного рифа

20 сентября 2018 | 09:47   Ежемесячно, если не чаще, инженеры сообщают о новых моделях дрона. Беспилотники помогут экологам и службе безопасности охраняемых объектов... >>

В Москве ожидается температурный рекорд! Такого тепла не было 81 год!

20 сентября 2018 | 07:54   На европейской территории России вторая волна бабьего лета в полную силу вступает в свои права. Минувшим днём абсолютные рекорды были зафиксированы в... >>