Мощнейший в истории взрыв звезды

17 ноября 2017 | 08:45  Центр ФОБОС
depositphotos.com
Международная группа астрономов зафиксировала самую мощную в истории наблюдений космическую вспышку. Она произошла в центре галактики, удаленной на 2,6 миллиарда световых лет от Земли, сообщает журнал Nature Astronomy.
Транзиент, то есть меняющий яркость объект, PS1-10adi был обнаружен в 2010 году с помощью телескопа Pan-STARRS в обсерватории Халеакала, расположенной на вершине вулкана острова Мауи (Гавайский архипелаг). По оценкам астрономов, энергия вспышки на один-два порядка превышает светимость обычных сверхновых. PS1-10adi угасал в течение более трех лет, все это время, оставаясь более ярким, чем родительская галактика.
Подобные процессы обнаруживаются, как правило, в сейфертовских галактиках — разновидности звездных скоплений с активными ядрами (AGN). Однако изменения в яркости PS1-10adi не были характерны для известных классов AGN, поэтому исследователи предложили новые механизмы, объясняющие возникновение PS1-10adi.
Спектр транзиента напоминал таковой у сверхновых типа IIn — взрывов крупных звезд, возникающих из-за коллапса массивного ядра. В последнем случае PS1-10adi должна была быть гипергигантом массой более чем в сто раз превышающей массу Солнца. Причиной беспрецедентной яркости могло стать взаимодействие вещества из внешней оболочки звезды, выброшенной во время взрыва, с очень плотной межзвездной средой.
Согласно другой версии, вспышка могла возникнуть, если объект меньшей массы слишком близко подошел к супермассивной черной дыре в центре галактики и был разорван приливными силами. Однако эволюция светимости PS1-10adi не соответствует картине, которая наблюдается в случае черной дыры. Вспышка угасала слишком медленно, а при разрушении приливными силами светимость транзиента должна была падать относительно быстро.
В редких случаях картина разрушения звезды черной дырой все же может напоминать сверхновую II типа, когда лишь очень малая доля (меньше одного процента) вещества звезды образует аккреционный диск. Остальная материя выбрасывается прочь и также взаимодействует с плотной средой.

В Млечном пути «проснулась» гигантская черная дыра

2 июля 2015 | 10:27   Ученые из Европейского космического агентства (EКA) исследовали серию гамма-вспышек в системе V404 Лебедя. Астрономы обнаружили, что с 15 июня 2015... >>

Когда и где можно увидеть в небе рукотворную звезду?

12 февраля 2016 | 11:07   В канун Дня святого Валентина на небе стало на одну звёздочку больше. На этой неделе траектория МКС проходит над большей частью территории... >>

Вселенную «взвесили»

1 июня 2016 | 17:33   Канадские астрофизики «взвесили» полную массу Млечного Пути вместе со всеми его запасами темной материи. Оказывается, масса нашей Галактики больше... >>

NASA обнаружило галактики «Рыбы»

13 августа 2016 | 15:20   NASA обнаружило две карликовые галактики, переместившиеся из зоны космической пустоты в область межгалактического газа, сообщает сайт ведомства... >>

явления погоды в Москве: малооблачно, небольшой дождь

Водопад повернул вспять

21 сентября 2018 | 14:28   Сильный ветер заставил водопад в национальном парке Йоркшир-Дейлсна на северо-западе Англии течь вспять. Уникальное явление удалось запечатлеть на... >>

Погода на выходные: придут дожди и холода

21 сентября 2018 | 12:59   В атмосфере над европейской частью России произойдут резкие изменения в характере погоды. На Северо-Западе похолодает уже в субботу... >>

Природа и её обитатели: ошибка или чудо эволюции?

21 сентября 2018 | 12:12   Любой альбинос, попавший на видео- и фотосъёмку, становится звездой интернета, и по возможности за его судьбой стараются следить. Так случилось с... >>

Гляциологи уверяют, что ранее такого не наблюдали

21 сентября 2018 | 11:38   Скорость течения одного из ледников в Арктике возросла в несколько десятков раз. Лёд в ледниках, подобно воде, течёт. Только очень медленно... >>

Гейзер Весеннее Ухо снова проснулся

21 сентября 2018 | 10:52   Йеллоустоунский термальный источник (гейзер) по имени Весеннее Ухо извергается 4-й раз за 60 лет. Своё название гейзер получил за характерную форму... >>

Микропластик может распространяться через летающих насекомых

21 сентября 2018 | 09:59   Как показывают исследования, микропластик может распространяться из загрязненных вод через летающих насекомых, загрязняя новые среды и угрожая... >>

Бывшие ураганы выгонят бабье лето с Русской равнины

21 сентября 2018 | 08:30   Переродившиеся тропические циклоны отберут бабье лето у жителей Европейской России. Один из них, бывший ураган «Хелен» в четверг подошел к Норвегии... >>

Британские острова атакует второй в сезоне именной шторм

21 сентября 2018 | 08:11   Циклон «Брона» пришёл в Великобританию вслед за первым именным штормом «Али». Синоптики MetOffice (Национальная служба... >>

Погода в Москве 21 сентября: так тепло бывает 1 раз в 35 лет!

21 сентября 2018 | 07:29   Сегодня жителей Центральной России благодаря стараниям азорского антициклона с центром над Воронежем снова ждет необычайно погожий и теплый день с... >>

Погода в Санкт-Петербурге 21 сентября

21 сентября 2018 | 07:26   В наступившую пятницу на погоду Ленинградской области будет оказывать гребень антициклона, медленно уходящего на юго-восток. В такой ситуации в... >>

Из-за демографического взрыва у пауков остров Айтолико окутан паутиной

20 сентября 2018 | 16:59   На греческом острове Айтолико пауки оплели паутиной участок берега протяженностью более 300 м. Паутиной оказалось увито все, от деревьев до... >>

Глобальное потепление началось ещё в древности

20 сентября 2018 | 14:41   По мнению ученых Висконсинского университета, расположенного в Мэдисоне, глобальное потепление началось тысячи лет назад. Тогда массово вырубались... >>

Липецкие метеорологи помогли разоблачить аферистов

20 сентября 2018 | 12:26   Межрайонная природохранная прокуратура Липецка проверила факты, которые излагались в заявлении нынешнего гендиректора «Липецкводоканала»... >>

Финским метеорологам мешают наблюдать за погодой бакланы

20 сентября 2018 | 11:10   Метеорологический институт Финляндии на своей странице в Twitter рассказал о пернатых хулиганах, которые мешают получать показания... >>

Создан робот для контроля состояния Большого Барьерного рифа

20 сентября 2018 | 09:47   Ежемесячно, если не чаще, инженеры сообщают о новых моделях дрона. Беспилотники помогут экологам и службе безопасности охраняемых объектов... >>

В Москве ожидается температурный рекорд! Такого тепла не было 81 год!

20 сентября 2018 | 07:54   На европейской территории России вторая волна бабьего лета в полную силу вступает в свои права. Минувшим днём абсолютные рекорды были зафиксированы в... >>