Мощнейший в истории взрыв звезды

17 ноября 2017 | 08:45  Центр ФОБОС
depositphotos.com
Международная группа астрономов зафиксировала самую мощную в истории наблюдений космическую вспышку. Она произошла в центре галактики, удаленной на 2,6 миллиарда световых лет от Земли, сообщает журнал Nature Astronomy.
Транзиент, то есть меняющий яркость объект, PS1-10adi был обнаружен в 2010 году с помощью телескопа Pan-STARRS в обсерватории Халеакала, расположенной на вершине вулкана острова Мауи (Гавайский архипелаг). По оценкам астрономов, энергия вспышки на один-два порядка превышает светимость обычных сверхновых. PS1-10adi угасал в течение более трех лет, все это время, оставаясь более ярким, чем родительская галактика.
Подобные процессы обнаруживаются, как правило, в сейфертовских галактиках — разновидности звездных скоплений с активными ядрами (AGN). Однако изменения в яркости PS1-10adi не были характерны для известных классов AGN, поэтому исследователи предложили новые механизмы, объясняющие возникновение PS1-10adi.
Спектр транзиента напоминал таковой у сверхновых типа IIn — взрывов крупных звезд, возникающих из-за коллапса массивного ядра. В последнем случае PS1-10adi должна была быть гипергигантом массой более чем в сто раз превышающей массу Солнца. Причиной беспрецедентной яркости могло стать взаимодействие вещества из внешней оболочки звезды, выброшенной во время взрыва, с очень плотной межзвездной средой.
Согласно другой версии, вспышка могла возникнуть, если объект меньшей массы слишком близко подошел к супермассивной черной дыре в центре галактики и был разорван приливными силами. Однако эволюция светимости PS1-10adi не соответствует картине, которая наблюдается в случае черной дыры. Вспышка угасала слишком медленно, а при разрушении приливными силами светимость транзиента должна была падать относительно быстро.
В редких случаях картина разрушения звезды черной дырой все же может напоминать сверхновую II типа, когда лишь очень малая доля (меньше одного процента) вещества звезды образует аккреционный диск. Остальная материя выбрасывается прочь и также взаимодействует с плотной средой.

В Млечном пути «проснулась» гигантская черная дыра

2 июля 2015 | 10:27   Ученые из Европейского космического агентства (EКA) исследовали серию гамма-вспышек в системе V404 Лебедя. Астрономы обнаружили, что с 15 июня 2015... >>

Когда и где можно увидеть в небе рукотворную звезду?

12 февраля 2016 | 11:07   В канун Дня святого Валентина на небе стало на одну звёздочку больше. На этой неделе траектория МКС проходит над большей частью территории... >>

Вселенную «взвесили»

1 июня 2016 | 17:33   Канадские астрофизики «взвесили» полную массу Млечного Пути вместе со всеми его запасами темной материи. Оказывается, масса нашей Галактики больше... >>

NASA обнаружило галактики «Рыбы»

13 августа 2016 | 15:20   NASA обнаружило две карликовые галактики, переместившиеся из зоны космической пустоты в область межгалактического газа, сообщает сайт ведомства... >>

явления погоды в Москве: пасмурно, снег
явления погоды в Москве: пасмурно, небольшой снег, сильный туман
явления погоды в Москве: пасмурно, сильный туман

Китай увеличивает мощности по опреснению морской воды

14 декабря 2017 | 09:58   Китай планирует за ближайшие 3-5 лет увеличить более чем в пять раз свои мощности по опреснению морской воды, чтобы решить проблему с дефицитом... >>

Потепление будет усиливаться

14 декабря 2017 | 09:30   За две недели до Нового года воздух в Европейской России прогревается, как в разгар весны. В среду города в центре страны, в Поволжье и Черноземье... >>

Россия развивает солнечную энергетику

14 декабря 2017 | 08:47   В следующем году в Оренбургской области стартует масштабный проект по строительству солнечных электростанций. Инвестиции в возведение сооружений... >>

14 декабря 2017 | 07:35   Сегодня в атмосфере над Ленинградской областью расположится небольшой гребень антициклона. Его стараниями в регионе облачно с прояснениями... >>

14 декабря 2017 | 07:23   Близость волнового атмосферного фронта сегодня станет причиной высокой вероятности осадков в столичном регионе, а вот температурные показатели вновь... >>

Гололёд «закрыл» Поволжье

14 декабря 2017 | 07:07   Массы тёплого и влажного воздуха, продвигаясь с юго-запада, стали причиной гололёда на территории Приволжского федерального округа. Так... >>

Компания Blue Origin готова к полёту человека в космос

14 декабря 2017 | 06:54   Частные компании становятся всё ближе к первому негосударственному полёту человека в космос. Так, компания Blue Origin накануне сообщила об успешных... >>

Харза обыграла учёных

13 декабря 2017 | 19:26   С невероятно умной харзой – индийской куницей – столкнулись специалисты «Земли леопарда» во время проведения ветеринарных исследований в заповедном... >>

Как климат повлиял на форму носа?

13 декабря 2017 | 17:01   Даже ребёнок знает, что нос нужен для того, чтобы нюхать. Но помимо способности улавливать запахи у наших носов есть более важная функция... >>